Поиск рациональных конструкций и исследование асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором


Скачать 255,34 Kb.
НазваниеПоиск рациональных конструкций и исследование асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором
страница1/2
ФИЛОНОВ Сергей Александрович
Дата конвертации24.09.2012
Размер255,34 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭлектромеханика и электрические аппараты
Год2010
На соискание ученой степениКандидат технических наук
  1   2


На правах рукописи


ФИЛОНОВ Сергей Александрович


ПОИСК РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ

АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

С МАССИВНЫМ ЗУБЧАТЫМ РОТОРОМ


Специальность 05.09.01 – Электромеханика

и электрические аппараты


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук


Воронеж – 2010

Работа выполнена в НОУ ВПО “Международный институт компьютерных технологий” (г. Воронеж)



Научный руководитель

доктор технических наук,

доцент

Анненков Андрей Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор технических наук,

профессор

Литвиненко Александр Михайлович;


кандидат технических наук,

доцент

Шапошников Виктор Николаевич


Ведущая организация

ЗАО “Научно – исследовательский институт механотронных технологий – Альфа – научный центр” (г. Воронеж)




Защита состоится «29» июня 2010 г. в 1000 часов в конференц-зале на заседании диссертационного совета Д 212.037.09 ГОУ ВПО “Воронежский государственный технический университет” по адресу: 394026, г. Воронеж, Московский просп., 14.


С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО “Воронежский государственный технический университет”.


Автореферат разослан «28 » мая 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Кононенко К.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы

Выделение среди всего многообразия асинхронных машин отдельного типа двигателей с массивным зубчатым ротором (МЗР) связано с наличием у них ряда принципиальных особенностей. В двигателях с массивным ротором диапазон всех механических характеристик, которые могут быть получены при управлении, приближен к максимально возможному теоретически. При этом использование зубцов на массивном роторе позволяет уменьшить активную составляющую сопротивления вторичной цепи машины, а также резко снизить влияние поперечного краевого эффекта, то есть увеличить коэффициент мощности и КПД двигателя. В установках с частыми пусками, реверсами и торможениями применение асинхронных двигателей (АД) с МЗР позволяет повысить КПД и надежность работы привода в целом, улучшить условия работы пусковой аппаратуры, уменьшить влияние пусковых токов на сеть.

Главной отличительной особенностью двигателей с МЗР является сложный характер распределения параметров электромагнитного поля во вторичной цепи, что связано с затуханием электромагнитной волны в ферромагнитном полупространстве (поверхностным эффектом). При этом магнитная проницаемость нелинейно изменяется по глубине проникновения электромагнитной волны в массив.

Первоочередной задачей теоретического исследования асинхронных двигателей с МЗР является создание единой теоретической базы, позволяющей проводить количественный анализ характеристик машин в широком интервале изменения режимных и конструктивных параметров (например, частоты перемагничивания, соотношения высоты и ширины паза ротора и т.д.). Решение данной задачи возможно при условии создания конкурентоспособной методики расчета АД с МЗР, обеспечивающей преемственность моделей, используемых для расчетов, в том числе полученных численными методами анализа магнитных систем. Сочетание аналитических и численных методов расчёта за счёт увеличения доли аналитической переработки выходных данных и обеспечения возможности вести направленный поиск рациональной конструкции электрической машины даёт возможность сократить время проектирования.

В настоящее время, учитывая тенденцию создания объектно-ориентированных электромеханических систем, имеется значительный практический и научный интерес к АД с МЗР, что определяет актуальность исследований, связанных с разработкой таких машин с улучшенными энергетическими показателями при разных вариантах конструктивной реализации вторичной цепи.

Тематика диссертационного исследования соответствует одному из основных научных направлений НОУ ВПО “Международный институт компьютерных технологий” – “Разработка объектно – ориентированных электромеханических преобразователей энергии с повышенными энергетическими показателями.“


Цель и задачи исследования

Целью диссертации является получение аналитических выражений для определения основных параметров ротора, разработка конечно-элементных моделей асинхронных двигателей с двухслойным и с железомедным зубчатыми роторами, создание уточнённой методики электромагнитного расчета и экспериментальная проверка теоретических положений на опытных образцах.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

1. Получено аналитическое решение для распределения напряженностей электрического и магнитного полей в массивном зубчатом роторе.

2. Получены выражения для расчёта электрических и магнитных сопротивлений активных областей массивных зубчатых роторов.

3. Разработана методика расчета электромагнитного поля асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором.

4. Созданы опытные образцы асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором с целью проверки основных теоретических положений работы.

5. Проведены экспериментальные исследования, на основе которых выработаны научно обоснованные рекомендации по проектированию асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором.


Методы исследований

Исследования проводились с помощью уравнений математической физики, теории электромагнитного поля, электрических машин и цепей. Для аналитического моделирования электромагнитных процессов в дискретных областях массивного зубчатого ротора использовались классические методы решения дифференциальных уравнений, а также гармонического анализа. Для анализа электромагнитного поля в различных конструкциях АД с МЗР использовался конечно-элементный метод решения линейных и нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных в двумерной постановке, а также итерационные методы решения систем алгебраических уравнений. В качестве прикладного программного средства анализа полей применялся пакет конечно-элементного анализа ANSYS компании ANSYS, Inc., а для создания геометрических моделей и импорта их в ANSYS – пакет КОМПАС. Для управления экспериментальной установкой, предназначенной для испытания опытного образца, использовался инструмент визуального моделирования Simulink в среде ПО MATLAB.

Достоверность результатов и выводов диссертации подтверждается сравнением результатов, полученных с использованием методов математического моделирования, и путем проведения экспериментальных исследований опытного образца.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Получены аналитические выражения, позволяющие рассчитать распределение напряжённостей электрического и магнитного полей в зубцовой зоне массивного ротора с учётом рассеяния магнитного потока в паз, а также распределения плотности вихревых токов на участке токопроводящей перемычки аналога беличьей клетки ротора с учетом дифференциального рассеяния в зазоре.

2. Определены составляющие магнитного и электрического сопротивления участков массивного зубчатого ротора с учётом поверхностного и поперечного эффектов в стенках пазов массива, непостоянства значений магнитной проницаемости на поверхности этих участков вдоль полюсного деления, потерь в массиве на вихревые токи и гистерезис, рассеяния магнитного потока в паз, а также составляющие магнитного и электрического сопротивления участка токопроводящей поверхности перемычки двухслойного зубчатого ротора с учетом влияния потоков рассеяния, охватывающих лобовые части нитей тока.

3. Получены новые конечно-элементные модели асинхронных двигателей с двухслойным и с железомедным зубчатыми роторами, для которых определены необходимые граничные условия и типы конечных элементов. На основе данных моделей выполнен расчёт электромагнитного поля и получены выходные характеристики.

4. Разработаны основы методики расчета асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором, сочетающей численный и аналитический методы расчёта и позволяющей за счёт увеличения доли аналитической переработки выходных данных обеспечить возможность вести направленный поиск рациональной конструкции электрической машины, сократив тем самым время проектирования.

Практическая значимость работы

1. Определены эффективные с точки зрения энергетики конструкции асинхронных двигателей с массивным зубчатым ротором.

2. Изготовлены опытные образцы асинхронных двигателей с железомедным зубчатым ротором, создана база для проведения экспериментальных исследований, определены характеристики двигателей в стационарных режимах работы.

3. Выработаны научно обоснованные рекомендации по проектированию АД с массивным зубчатым ротором, направленные на повышение эксплуатационных и энергетических показателей и позволяющие исходя из электромагнитных нагрузок, а также механических характеристик определять совокупности конструктивных размеров двигателей и параметров массивного зубчатого ротора, обеспечивающие требования технического задания.

Реализация результатов работы

Результаты работы использованы в проектных работах конструкторского бюро мехатронных систем Научно- технического центра НОУ ВПО “Международный институт компьютерных технологий” при разработке привода опорно – поворотного устройства на базе асинхронного двигателя с массивным зубчатым ротором для ОАО “Концерн “Созвездие”, г. Воронеж, а также внедрены в учебный процесс на кафедре электротехники и автоматики ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки». Внедрение результатов диссертации в проектные работы и в учебный процесс подтверждено соответствующими актами.

Апробация работы

Диссертационная работа обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры “Электроэнергетика” НОУ ВПО “Международный институт компьютерных технологий”. Материалы работы рассматривались на региональной научно-технической конференции “Автоматизация и роботизация технологических процессов” (Воронеж, 2008), Всероссийской студенческой научно-технической конференции “Прикладные задачи электромеханики, энергетики, электроники. Инженерные идеи ХХI века” (Воронеж, 2009), а также на Всероссийской конференции “Новые технологии в научных исследованиях, проектировании, управлении, производстве” (Воронеж, 2009).

Публикации

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в том числе 1 – в издании, рекомендованном ВАК РФ.

В работах, опубликованных в соавторстве и приведённых в конце автореферата, лично соискателем получены математические модели, проведены и обработаны результаты расчётов [1]; произведён вывод уравнений, выполнен анализ результатов [2, 3]; разработаны конструкции асинхронных двигателей с токопроводящим слоем ротора [4, 6]; определены требования к электромеханической части, рассмотрены режимы работы, разработаны методики электромагнитного расчёта и экспериментальных исследований [5, 7].

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 115 наименований и двух приложений. Основная часть работы изложена на 127 страницах и содержит 55 рисунков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, показана структура диссертации, отмечены научная новизна и практическая ценность результатов проведенных исследований.

В первой главе даны общая характеристика, классификация и задачи теоретического исследования АД с МЗР, приведен обзор истории развития и современное состояние методов исследования АД с МЗР. Приведена предложенная автором классификация основных существующих конструкций АД с МЗР. Различаются следующие конструкции.

Первой, которую можно считать базовой, является конструкция с ферромагнитным массивным зубчатым магнитопроводом, на котором может быть установлена короткозамкнутая стержневая обмотка с торцевыми короткозамыкающими кольцами типа “беличья клетка”.

Во второй конструкции на шихтованном зубчатом магнитопроводе установлена короткозамкнутая обмотка в виде втулки из железомедного сплава с внутренними зубцами и торцевыми короткозамыкающими кольцами. Эту конструкцию предложено называть двухслойным зубчатым ротором (ДЗР).

В третьей конструкции в качестве материала зубчатого массивного магнитопровода применён железомедный сплав. Втулка из этого сплава насаживается непосредственно на вал. На втулке выполняются продольные прорези. Такую конструкцию предложено называть железомедным зубчатым ротором (ЖМЗР). Статоры всех перечисленных конструкций подобны статорам асинхронных двигателей единых серий.

Сделан вывод о том, что в литературе недостаточно освещены вопросы, связанные с теорией и рекомендациями по проектированию и применению указанных конструкций АД с МЗР. Указано на необходимость формирования единого подхода к проектированию АД с МЗР, имеющих принципиальное сходство особенностей электромагнитных процессов во вторичной цепи.

Во второй главе содержатся результаты аналитического моделирования электромагнитных процессов в зубцовой зоне массивного ротора. На основании полученных выражений для распределения составляющих напряжённостей электрического и магнитного полей на зубцовом делении выведен критерий оптимизации магнитной цепи, который записан в виде соотношения, количественно определяющего магнитные параметры зубчатого ферромагнитного массива. Данный критерий использован для нахождения рациональных интервалов изменения конструктивных параметров АД с массивным зубчатым ротором при проведении электромагнитного расчёта методом конечных элементов.

Выразив магнитное сопротивление стенок паза в направлении оси Y в функции удельного магнитного сопротивления Z(1), а также применив закон полного тока, на основании второго уравнения Максвелла и закона электромагнитной индукции в результате решения уравнения Гельмгольца для напряженности магнитного поля для граничных условий, физический смысл которых состоит в том, что магнитный поток в зубцовой зоне массивного ротора ввиду наличия узких высоких пазов замыкается через зазор между их боковыми стенками, для расчёта магнитных и электрических параметров зубчатого ферромагнитного массива получены следующие выражения:

,

,

где ;

;

- коэффициенты Неймана;

b – ширина паза;

h - высота паза;

ℓ - активная длина.

С целью определения рациональной совокупности конструктивных параметров зубцовой зоны массивного ротора было выполнено исследование зависимостей сопротивления поверхностного слоя зубчатого массива от геометрических и режимных параметров методом поверочного расчёта.

В качестве базовой конструкции выбран двигатель со статором АИР56В2 и массивным зубчатым ротором, выполненным из сплава СМ-20. Расчёт сопротивления зубчатого массива проводился в широком диапазоне состояний магнитной цепи: от насыщенного (μre<<1000) до линейного участка по основной кривой намагничивания СМ-20.

Результаты исследования зависимостей изменения действительной части и модуля магнитного сопротивления Zс в функции скольжения s при постоянной геометрии, а также при изменении одного из геометрических размеров: ширины b и высоты h паза, активной длины ℓ и постоянстве остальных при s=1 сводятся к следующему.

Зависимости real ZC, modul ZC от скольжения являются монотонно возрастающими, что связано с увеличением составляющих магнитного сопротивления стенок пазов в результате уменьшения глубины проникновения электромагнитного поля в массив при увеличении частоты вихревых токов.

На малых скольжениях характер этих зависимостей является нелинейным за счет большего относительного влияния сопротивления стенок паза на составляющие сопротивления. На больших скольжениях (частота перемагничивания ротора велика, глубина проникновения электромагнитной волны в массив мала) зависимость real ZC становится практически прямо пропорциональной, а зависимость modul ZC остаётся нелинейной. Следует отметить, что нелинейность кривых зависит от соотношения конструктивных размеров зубцовой зоны ротора.

Увеличение h сопровождается ростом real ZC, modul ZC, что объясняется увеличением потоков рассеяния в паз и одновременно ростом активной составляющей магнитного сопротивления поверхностного слоя стенок паза.

Зависимости real ZC, modul ZC в функции активной длины ℓ являются нелинейно убывающими.

Увеличение ширины паза b сопровождается нелинейным увеличением составляющих сопротивления ZC, что связано увеличением сечения паза и увеличением доли потоков рассеяния в паз. Влиянию данных факторов препятствует увеличение составляющих магнитного сопротивления поверхностного слоя стенок паза, в результате чего рассматриваемые зависимости являются нелинейными.

На основе графоаналитического анализа зависимостей значений сопротивлений от параметров двигателя с массивным зубчатым ротором получены рекомендации для проектирования, позволяющие определять предпочтительные соотношения между конструктивными параметрами зубцовой зоны массивного ротора.

Третья глава посвящена расчету электромагнитных полей в АД с ДЗР и ЖМЗР.

Приведены основные допущения, математический аппарат анализа и описание моделей. Анализ электромагнитного поля в поперечном сечении АД с ДЗР и ЖМЗР производился с использованием численного метода конечных элементов, реализованного в пакете ANSYS. В основе электромагнитного расчета численным методом лежит модель, включающая в себя геометрию машины, магнитные и электрические свойства её активных материалов, режимные параметры и действующие нагрузки.

Порядок работы в ANSYS при электромагнитном анализе состоял из следующих этапов: выбор типа анализа, создание геометрии, выбор типов элементов, ввод свойств материалов, назначение свойств материалов и элементов геометрическим областям, разбиение областей на сетку из конечных элементов, ввод нагрузок и граничных условий, выбор вида электромагнитного анализа и установка опций решателя, запуск на решение, анализ результатов и использование макросов постпроцессора для расчета интересующих интегральных величин.

Расчеты и затем эксперименты проводились на базе серийного двигателя АИР56В2, имеющего следующие номинальные данные: P=250 Вт, U=220/380 В, 2p=2, f1=50 Гц. Геометрия и обмоточные данные статора соответствуют серийной машине. АД с ДЗР и ЖМЗР отличались от серийной машины конструкцией и материалами активных областей роторов.

При моделировании АД с ДЗР рассматривалось несколько вариантов конструкции ротора. Число пазов ротора и толщина зубцов были приняты как у серийной машины. Высота перемычки над зубцом (h) принималась равной 0 мм (перемычки нет), 1 мм, 2 мм, и 3 мм (рис. 1).



1 – обмотка ротора из сплава СМ (массивная втулка);


2 – шихтованный магнитопровод ротора (сталь 2013);


3 – вал, сталь 45




Рис. 1. Конструкция АД с ДЗР (изображено для случая h = 2 мм)

В качестве материала обмотки ротора рассматривались железомедные сплавы СМ-15, СМ-20, СМ-30, СМ-40, СМ-60. Марка сплава означает процентное содержание в сплаве меди, а все остальное, соответственно, сталь.


Электрические свойства

сплавов СМ


Марка сплава

Удельное электрическое сопротивление ρ,

x10 -7 , Ом·м

М-15

2,2

СМ-20

1,3

СМ-30

1,0

СМ-40

0,8

СМ-60

0,6






Эти сплавы обладают как электрическими (таблица), так и магнитными свойствами. Кривые намагничивания железомедных сплавов приведены на рис. 2.

Свойства сплавов СМ различных марок существенно различаются. Как видно из таблицы и рис. 2, с улучшением электрических свойств (увеличением процентного содержания меди в сплаве) магнитные значительно ухудшаются. Очевидно, что оптимум должен приходиться на конкретное соотношение стали и меди в сплаве при заданной геометрии ротора.

В качестве материала магнитопровода статора и ротора используется электротехническая сталь 2013, а вала – конструкционная сталь 45. Как вариант в качестве материала магнитопровода ротора рассматривалась также конструкционная сталь Ст 10. Соответственно учитывались их кривые намагничивания, приведенные в справочной литературе.


Граничные условия и нагрузки определялись следующим образом. Двигатель окружен воздухом. На наружной границе рассматриваемой области заданы граничные условия – магнитный поток параллелен этой границе. Относительная магнитная проводимость материалов воздуха и проводников принимается равной единице. В качестве исходных условий задавались плотности токов в обмотке статора с учетом схемы обмотки в некоторый фиксированный момент времени.

На рис. 3 приведена геометрия АД с ЖМЗР.

Поскольку машина цилиндрическая, то, как показывает опыт, двумерный анализ является наиболее целесообразным с точки зрения трудоемкости расчетов, с одной стороны, и достаточной точности, с другой. Аксиальная длина машины при этом принимается как у серийной машины равной = 56 мм. Это значение использовалось при расчете моментов.



1 – массивная втулка из сплава СМ;


2 – вал из стали 45;


3 – паз (воздух)



Рис. 3. Конструкция АД с ЖМЗР


При моделировании АД с ЖМЗР рассчитывался один вариант конструкции, а в качестве материала обмотки ротора также рассматривались железомедные сплавы СМ-15, СМ-20, СМ-30, СМ-40, СМ-60.

На рис. 4, 5 приведены некоторые результаты численного решения задач электромагнитного расчёта в виде картин распределения силовых линий магнитного поля для различных конструкций АД с ДЗР и с ЖМЗР. Представлены результаты для режима пуска, когда ротор неподвижен. При этом частота индуцируемой ЭДС и соответственно тока в обмотке ротора составляет 50 Гц.

На рис. 6 представлены результаты расчета пусковых моментов АД с ДЗР. Значение пускового момента серийного двигателя АИР56В2 для сравнения составляет 1,95 Н∙м.

Аналогичная серия расчетов была произведена в предположении, что ярмо магнитопровода ротора изготовлено не из шихтованной стали 2013, а из массива конструкционной стали Ст 10. Очевидно, что такое решение удешевило бы конструкцию. Как показали расчеты, на значении пускового момента это сказалось незначительно. Хотя очевидно, что в случае изготовления магнитопровода ротора из массивной стали увеличатся потери на гистерезис и вихревые токи, что приведет к большему нагреванию машины.

На рис. 7 приведены зависимости пускового момента АД с ЖМЗР от процентного содержания меди в сплаве.





h = 0 мм, сплав СМ-20 h = 0 мм, сплав СМ-60


h = 3 мм, сплав СМ-20 h = 3 мм, сплав СМ-60

Рис. 4. Картина магнитного поля АД с ДЗР в поперечном сечении

в виде силовых линий при пуске




сплав СМ-15 сплав СМ-60

Рис. 5. Картина магнитного поля АД с ЖМЗР в поперечном сечении при пуске







Проведенные расчеты показали следующее.

1. Использование железомедных сплавов и предложенных конструкций ротора позволяет значительно увеличить пусковой момент машины по сравнению с серийной. Объясняется это тем, что в предложенных конструкциях усиливается проявление эффекта вытеснения тока. Об этом также свидетельствуют полученные распределения плотностей токов, представленные в приложении А. Причем в серийной машине эффект вытеснения тока не проявляется, что характерно для машин малой мощности ввиду малой высоты стержня ротора.

2. Наибольшие значения пускового момента приходятся на сплавы с наименьшим содержанием меди и, соответственно, наибольшим содержанием стали. Таким образом, определяющим здесь является магнитное сопротивление обмотки ротора, а ухудшение электрических свойств сильно не сказывается. Последнее объясняется большим поперечным сечением элементов обмотки ротора. Кроме того, анализ кривых распределения модуля вектора магнитной индукции в зазоре свидетельствует, о том, что среднее значение индукции выше в случае использования сплавов с наименьшим содержанием меди. Это также свидетельствует о возможности получения более высокого пускового момента.

3. Значения пускового момента АД с ДЗР зависят от величины перемычки над зубцом ротора. Максимальные значения момента соответствуют минимальной величине перемычки (h = 0 мм). Однако из технологических соображений нельзя отказаться от нее, поскольку обмотку ротора предполагается изготавливать в виде массивной втулки. С этих позиций оптимальным будет вариант геометрии, при котором h = 2 мм.

4. Использование в качестве материала магнитопровода ротора массивной конструкционной стали незначительно уменьшает значения моментов. Однако при этом следует учитывать потери в стали, обусловленные возникающими поперечными токами, которые приводят к дополнительному нагреву. Особенно существенно будет их влияние при больших скольжениях.

5. Полученные значения пусковых моментов АД с ЖМЗР несколько ниже, чем у АД с ДЗР, однако первый проще по конструкции и технологичнее при изготовлении.

6. Поскольку проведенные электромагнитные расчеты не учитывают потери в стали, то полученные значения моментов, очевидно, несколько завышены. Точно определить их из результатов численного анализа трудно, а использование классических методик также даст приблизительный результат. Кроме того, вероятен значительный нагрев машины за счет протекающих поперечных токов в обмотке ротора в перемычках над зубцами. Эти токи не создают электромагнитного момента, но при этом создают потери. Поэтому следующим этапом должна быть экспериментальная проверка полученных результатов.

7. Анализ электромагнитного поля в поперечном сечении АД с ДЗР является одним из наименее формализованных этапов, имеющим принципиально важное значение и очень большую трудоёмкость. Даже мощные средства расчёта и визуализации выходных параметров машины не дают представления о том, насколько и какие входные параметры её конечно-элементной модели необходимо изменить, чтобы обеспечить требования технического задания. Именно поэтому для сокращения времени проектирования необходимо численный анализ дополнить аналитическим, который позволяет на основе результатов численного анализа определить тенденции изменения выходных параметров в функции входных, в том числе найти конкретные количественные зависимости.

8. Двумерные конечно-элементные модели позволяют учитывать поверхностный краевой эффект. Наилучшие результаты на основе таких моделей имеют место при анализе АД с ДЗР, в которых поперечный краевой эффект выражен в наименьшей степени, то есть величина указанной перемычки над зубцом ротора мала, а также в АД с ЖМЗР. Таким образом, наиболее перспективными конструкциями являются те, в которых поперечный краевой эффект проявляется в наименьшей степени, поскольку в этом случае пусковой момент оказывается выше, а потери меньше.

В четвертой главе приведены данные экспериментальных исследований. Исследования проводились на опытном образце АД с ЖМЗР, поскольку технологически оказалось изготовить его проще и дешевле, чем АД с ДЗР. На рис. 8 приведена фотография ротора исследуемого АД с ЖМЗР.

В ходе экспериментальных исследований была использована установка (рис. 9), состоящая из набора блоков учебного лабораторного комплекса «Модель электрической системы» производства ООО «Учебная техника» ЮУрГУ и персонального компьютера, оснащенного платой сбора данных PCI 6024Е производства National Instruments. Установка управлялась от ПК из среды ПО MATLAB.





Рис. 9. Внешний вид экспериментальной установки

В составе испытательного оборудования были использованы следующие блоки из указанного выше комплекса: трехполюсный выключатель, указатель частоты вращения, источник питания двигателя постоянного тока, трехфазный источник питания, терминал, блок ввода-вывода цифровых сигналов, коннектор, блок мультиметров.

Система управления реализуется с помощью стандартных блоков библиотеки Simulink и блоков взаимодействия с периферийными устройствами в реальном времени (Real-time windows target) пакета прикладных программ MATLAB. Использованные блоки: аналоговый вход (Analog Input), аналоговый выход (Analog Output), цифровой выход (Digital Output), источник скачкообразно изменяющегося сигнала (Step), сумматор (Sum), таймер (Timer), усилитель (Gain), осциллограф (Scope).

У
Рис. 10. Структура математической

модели системы управления

экспериментальной установкой
словно экспериментальную установку можно разделить на две части: силовую (аппаратную) и информационную. К силовой части относятся: трехфазный источник питания, источник питания двигателя постоянного тока, электромашинный агрегат, трехполюсный выключатель. Электромашинный агрегат состоит из исследуемого АД и двигателя постоянного тока (ДПТ) независимого возбуждения, выполняющего роль нагрузочной машины. Источник питания ДПТ формирует напряжение возбуждения и напряжение якоря в ручном или автоматическом режимах. Напряжение возбуждения в данном случае является величиной неизменной (200 В). Напряжение, подаваемое на обмотку якоря, источником питания можно изменять в пределах от 0 до 250 В. Тем самым регулируется момент, создаваемый нагрузочной машиной. Трехполюсный выключатель служит для подачи на обмотку статора АД трехфазного напряжения.

К информационной части относятся: система управления установкой, реализованная в среде MATLAB, плата сбора данных PCI 6024Е, коннектор, блок ввода-вывода сигналов, терминал, датчик частоты вращения, указатель частоты вращения, блок мультиметров.

Математическая модель системы управления экспериментальной установкой в среде MATLAB представлена на рис. 10 в виде структурной схемы.

Экспериментальные исследования АД с ЖМЗР проводились следующим образом. Сначала двигатель запускался с использованием только силовых блоков на холостом ходу, прогревался в течение 5 мин, а потом отключался. Затем из MATLAB запускалась экспериментальная установка. Напряжение на обмотке якоря ДПТ изменялось ступенчато с шагом 30 с от 0 до максимального значения 250 В, что сопровождалось соответствующим изменением момента сопротивления на валу исследуемого АД. При этом фиксировались соответствующие показания приборов, а затем через некоторое время установка отключалась. Таким образом, были экспериментально сняты механическая и рабочие характеристики опытного образца АД с ЖМЗР.

Проведенные экспериментальные исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Использование железомедных сплавов в АД с ЖМЗР позволяет значительно улучшить механическую характеристику машины. Это выражается в увеличении пускового момента по сравнению с аналогом (примерно на 44 %) и увеличении максимального (критического) момента (примерно на 45 %). Если сравнивать экспериментальные результаты с тем, что получено при расчете электромагнитного поля методом конечных элементов, то он значительно лучше, чем для заявленной в опытном образце марки сплава СМ-20. Это можно объяснить тем, что в изготовленном роторе реальное процентное содержание меди отличается от 20 % в меньшую сторону, поскольку полученный экспериментальный результат ближе к расчетному значению момента при использовании сплава СМ-15.

2. Рабочие характеристики опытного образца АД с ЖМЗР оказались несколько хуже, чем у серийного двигателя. Так, у АИР56В2 потребляемая мощность P1ном = 360 Вт, а у АД с ЖМЗР – 450 Вт. Соответственно, ток статора 0,73 А и 1 А.

Таким образом, АД с массивным зубчатым ротором целесообразно использовать в приводах, работающих в интенсивных старт-стопных режимах, в которых нагрев происходит главным образом во время пуска или реверса.

В приложениях приведены распределения модуля вектора магнитной индукции в виде сплошной заливки и плотностей токов в поперечном сечении АД с ДЗР и с ЖМЗР, а также акты о внедрении.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница