Разработка метода и алгоритмов тестирования знаний на основе интеллектуальной обработки ответов испытуемого на естественном языке


Скачать 112,24 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРазработка метода и алгоритмов тестирования знаний на основе интеллектуальной обработки ответов испытуемого на естественном языке
страница1/8
Белов Евгений Александрович
Дата конвертации26.09.2012
Размер112,24 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьСистемный анализ, управление и обработка информации (по техническим наукам)
Год2006
На соискание ученой степениКандидат технических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8
 
На правах рукописи 
 
 

 
 

Белов Евгений Александрович 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗРАБОТКА МЕТОДА И АЛГОРИТМОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ 
НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ 
ИСПЫТУЕМОГО НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ  
 
 
 
 
 

Специальность 05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка 
информации (по техническим наукам) 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ  
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата технических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Брянск 2006 


Работа  выполнена  на  кафедре  «Компьютерные  технологии  и  системы» 
Брянского государственного технического университета. 
 
 
Научный руководитель: 
заслуженный деятель науки РФ, 
 
доктор технических наук, профессор  
 
Аверченков Владимир Иванович 
 
 
 
 

Официальные оппоненты:  доктор технических наук, профессор 
 
Юрасов Владимир Георгиевич 
 
 
кандидат технических наук, доцент 
 
Квитко Борис Иванович 
 
 

Ведущая организация: 
Брянский государственный университет 
 
 
 
 
 
 

Защита  состоится 13 июня 2006 года  в 14 часов  на  заседании 
диссертационного совета К212.021.01 при Брянском государственном техниче-
ском университете по адресу: 241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, д. 7. 
 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  Брянского 
государственного технического университета. 
 
 
Автореферат разослан «12» мая 2006 года. 
 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета К212.021.01 
кандидат технических наук, доцент 
В.А. Шкаберин 

 
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Актуальность  темы  диссертации.  Задача  оценки  знаний  носит  крайне 
важный прикладной характер. Процесс контроля, с одной стороны, неразрывен 
с процессом обучения и существует в рамках как традиционных очных и заоч-
ных форм обучения, так и развивающихся новых форм дистанционного обуче-
ния. C другой  стороны,  существуют  задачи  контроля  знаний  и  вне  учебного 
процесса, которые используются в производственной среде. Основными из та-
ких  задач  являются:  аттестация  персонала,  проведение  сертификационных  эк-
заменов, отбор кандидатов на конкретные вакансии и т.п. Результатом оценки 
знаний, как правило, является определение некоторой величины в рамках шка-
лы оценивания. Последствия оценивания могут иметь самые различные резуль-
таты:  от  чисто  морального  эффекта  до  определения  критических  выводов  и 
принятия судьбоносных решений. 
В связи с чрезвычайной важностью точности оценивания знаний необхо-
димо подходить к этому явлению как к процессу объективного измерения и ре-
зультаты  такого  измерения  обрабатывать  стандартными  математическими  ме-
тодами.  Весь  процесс  оценки  знаний  должен  выполняться  в  рамках  научно-
обоснованной  методологии  с  практической  апробацией,  подтверждающей  ра-
ботоспособность теории. 
Проблемы исследования процессов оценки знаний предусматривают дос-
тижение несколько целей: 
−  максимизация объективности оценивания; 
−  увеличение эффективности процесса оценки; 
−  внедрение новых форм и способов оценки в современных (нетрадицион-
ных) способах обучения, аттестации, сертификации специалистов, и дру-
гих сферах деятельности человека. 
Тестирование, как форма оценки знаний, является одним из перспектив-
нейших  направлений  увеличения  качества  решения  поставленных  задач.  Ис-
пользование  тестирования  в  реальной  деятельности  позволяет  повысить  де-
тальность  и  точность  оценивания  и,  кроме  того,  может  являться  единственно 
возможной формой процесса проверки знаний в ряде ситуаций, таких как: 
−  проверка  знаний  высококвалифицированных  специалистов,  вследствие 
дефицита  квалифицированных  контролирующих  кадров,  сложности  ор-
ганизации экзаменационной комиссии, трудоемкости процесса контроля; 
−  оценка знаний в системах дистанционного образования с использованием 
сетевых технологий Интернета; 
−  проведение  массовой  аттестации,  сертификации  специалистов  и  обучае-
мых. 
Использование ответов, вводимых в свободной текстовой форме на есте-
ственном языке (ЕЯ), является наиболее сложной задачей при организации сис-
темы контроля знаний, в то же время подобные задания имеют преимущества 
перед «традиционными» заданиями закрытого типа: 
−  увеличивается точность и детальность оценивания; 
−  исключается фактор случайного выбора; 
  1   2   3   4   5   6   7   8

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница