Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях


Скачать 309.95 Kb.
НазваниеОперативно-розыскная деятельность по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях
страница1/2
ФАТХУЛЛИН Рустем Рамазанович
Дата конвертации13.08.2012
Размер309.95 Kb.
ТипАвтореферат
Год2009
На соискание ученой степениКандидат юридических наук
  1   2


На правах рукописи


ФАТХУЛЛИН Рустем Рамазанович


ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика
и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Владимир 2009

Работа выполнена на кафедре организации оперативной работы федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».




Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Билоус Евгений Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Рябков Евгений Марксович


кандидат юридических наук

Коцеруба Игорь Олегович


Ведущая организация – федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»


Защита состоится «___» __________ 2009 г. в «___» ч на заседании диссертационного совета Д 229.004.01 при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по адресу: 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. Конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».


Автореферат разослан «___» __________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета В. В. Мамчун

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ – одно из наиболее социально опасных явлений, с которым человечество вступило в XXI в. Сегодня распространение наркотиков в Российской Федерации приобрело значительные масштабы и породило множество проблем, причем не только в медицинской и правоохранительной сферах. Незаконный оборот наркотических средств создает реальную угрозу населению, подрывает экономический потенциал и негативно влияет на демографическую ситуацию в стране.

Именно поэтому руководство государства уделяет серьезное внимание вопросам организации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в России. С целью усиления и повышения эффективности этой борьбы, а также совершенствования государственного управления ею 18 октября 2007 г. был подписан Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» № 1374.

В настоящее время благодаря профессионализму сотрудников правоохранительных органов значительная часть лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отбывают уголовные наказания в исправительных учреждениях. В частности, в 2003 г. в местах лишения свободы находились 86 200 лиц, склонных к немедицинскому употреблению наркотических средств и психотропных веществ, в 2004 г. – 37309, 2005 г. – 37304, 2006 г. – 43773, 2007 г. – 52972. Как свидетельствуют приведенные статистические данные, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в исправительных учреждениях количество лиц, состоявших на учете за немедицинское употребление наркотических средств, увеличилось на 21 %1.

Кроме того, в местах лишения свободы увеличивается количество изъятых наркотиков: в 2003 г. было изъято 33553,7 г, 2004 г. – 31323,9 г, 2005 г. – 29645,6 г, 2006 г. – 36721,72 г, 2007 г. – 53368,93 г. Очевидно, что если в 2003–2006 гг. положительная динамика количества изъятых наркотиков в исправительных учреждениях была выражена неярко (в 2004–2005 гг. наблюдалась даже отрицательная динамика), то в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличение составило 45 %.

Следует также отметить, что в последние годы в исправительных учреждениях растет количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В частности, в 2007 г. было зарегистрировано 198 указанных преступлений, в то время как в 2006 г. – 157, а в 2005 г. – 821.

По оценкам специалистов, количество наркотиков, поступающих незаконным путем в места лишения свободы, ежегодно возрастает на 15 %2, что подтверждается результатами опроса, проведенного автором среди оперативных сотрудников исправительных учреждений3.

В этой связи особое значение приобретает необходимость всесторонней научной разработки проблем организации оперативно-розыскной деятельности (далее: ОРД) по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты организации ОРД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в частности, вопросы ее совершенствования, затрагивали в своих трудах А. В. Агарков, В. А. Батраков, С. Ю. Ведров, Ю. П. Гармаев, И. О. Коцеруба, В. М. Морозов, А. Н. Мусаев, С. В. Назаров, В. В. Петров, Ю. С. Пулатов, Т. П. Родичева, С. А. Смиронов, В. Ф. Султанов, А. А. Хамдамов, Д. Г. Шашин4 и др.

Вместе с тем, высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что ряд проблем, касающихся правового регулирования и организации ОРД в процессе противодействия рассматриваемым преступлениям в исправительных учреждениях, до настоящего времени остается недостаточно исследованным.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях.

Предметом исследования выступают правовые, организационные и тактические вопросы ОРД оперативных подразделений исправительных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Цель исследования заключается в разработке необходимых теоретических предпосылок формирования целостной концепции борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, осуществляемой оперативными подразделениями в исправительных учреждениях, а также практических рекомендаций по ее реализации.

Достижению указанной цели способствовали постановка и решение следующих исследовательских задач:

– уяснение сущности и значения ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях, обоснование ее практической значимости;

– анализ правовой основы ОРД, разработка предложений по повышению эффективности норм законодательства, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях;

– изучение современного состояния ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях и факторов, влияющих на эффективность ее организации;

– анализ проблем информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений исправительных учреждений в рассматриваемой сфере;

– исследование организационно-тактических вопросов предупреждения и раскрытия преступлений указанной категории в исправительных учреждениях;

– выявление специфики основных направлений и форм взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений с иными службами и субъектами ОРД в процессе осуществления борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социальной дейтсвительности. Обоснованность выводов и предложений, содержащихся в работе, достигается посредством применения методов общенаучного и частнонаучного уровней: системно-структурного, контент-анализа, специально-юридического, статистического, метода конкретно-социологических исследований (анкетирование, наблюдение, интервьюирование).

Теоретическая основа исследования. В процессе работы над темой исследования диссертант опирался на концепции и идеи, содержащиеся в трудах отечественных ученых – специалистов в области теории ОРД: В. М. Атмажитова, А. И. Алексеева, Е. Н. Билоуса, Ю. С. Блинова, В. Г. Боброва, Б. Е. Богданова, К. К. Горяинова, Д. В. Гребельского, В. И. Елинского, И. А. Климова, П. И. Иванова, А. Г. Лекаря, В. А. Лукашова, Б. Я. Нагиленко, С. В. Назарова, В. С. Овчинского, С. С. Овчинского, Е. М. Рябкова, В. Г. Самойлова, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова и др. Существенное значение для настоящего исследования имели научные подходы авторов, рассматривавших проблемы совершенствования организации ОРД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: А. В. Агаркова, В. А. Батракова, С. Ю. Ведрова, Ю. П. Гармаева, И. О. Коцерубы, В. М. Морозова, А. Н. Мусаева, С. В. Назарова, В. В. Петрова, Ю. С. Пулатова, Т. П. Родичевой, С. А. Смиронова, В. Ф. Султанова, А. А. Хамдамова, Д. Г. Шашина и др.

Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное законодательство; законы и нормативные акты, регулирующие ОРД; ведомственные, подзаконные правовые акты в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний (далее: ФСИН России), полученные в период с 2003 по 2007 г. по результатам изучения материалов уголовных дел и дел оперативного учета; материалы опроса (в форме свободного рассказа) 89 оперативных сотрудников с целью выявления проблем борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; результаты анкетирования 252 оперативных сотрудников исправительных учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы по Владимирской, Ивановской, Липецкой, Ульяновской, Кемеровской и Челябинской областям, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан, Республике Татарстан и Краснодарскому краю. Кроме того, в диссертационном исследовании нашел отражение опыт работы автора в исправительных учреждениях с различными видами режима Республики Татарстан.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе результатов исследования современного состояния и особенностей борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях, автором раскрыта сущность ОРД в данной сфере и определены факторы, оказывающие влияние на ее эффективность; внесены предложения по совершенствованию правового регулирования ОРД в указанной области, информационно-аналитического обеспечения, прогнозирования и планирования ОРД, внутреннего и внешнего взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений с иными службами и субъектами ОРД; выдвинуты научно-обоснованные рекомендации, направленные на повышение эффективности организации ОРД оперативных подразделений исправительных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; предложены конкретные изменения и дополнения в нормативные акты в рассматриваемой сфере.

Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях: это основанная на законах и подзаконных нормативных правовых актах деятельность оперативных подразделений ФСИН России с использованием имеющихся у них сил и средств и в пределах предоставленных им полномочий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Данная деятельность представляет собой совокупность действий разведывательного, поискового, агентурного характера и направлена на сохранение материальных объектов со следами преступлений с целью последующего их ввода в уголовный процесс.

2. Предложения по совершенствованию правовой основы ОРД в области предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России:

1) в Постановление Правительства РФ «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту» от 23 января 2006 г. № 31 внести положение о включении ФСИН России в качестве субъекта предоставления информации о незаконном обороте наркотиков;

2) в приказ ФСИН России «О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» от 15 апреля 2005 г. № 262 внести изменение, добавив в качестве оценочного показателя сведения об изъятии наркотических средств и психотропных веществ среди осужденных внутри исправительного учреждения;

3) пункт 35 Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности, утвержденной приказом МВД России и Минюста России от 11 сентября 1998 г., дополнить положением об обязательном информировании ОВД об освобождающихся лицах, отбывавших наказания за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (включая лиц, впервые совершивших их в исправительных учреждениях), а также лиц, склонных к употреблению наркотиков.

3. Авторские предложения по рациональной организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с оперативными подразделениями Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусматривающие информационный обмен, согласованное планирование и совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий и операций, создание постоянно действующих мобильных групп по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

4. Авторское предложение по расширению перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, установленного Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205).

5. Авторское предложение о дополнении п. 32 приказа Минюста России «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» от 20 ноября 2006 г. № 333 положением о том, что профилактируемое лицо по рассматриваемому составу преступления должно быть предупреждено о юридических последствиях, которые могут наступить в случае совершения им правонарушения в исправительном учреждении, в письменной форме с обязательным требованием его подписи.

Теоретическая значимость исследования. Выводы и положения, сформулированные в диссертации, развивают и дополняют соответствующий раздел теории ОРД, позволяя по-новому оценить состояние и перспективы развития правовых и тактических составляющих в процессе осуществления ОРД в уголовно-исполнительной системе, в частности, по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей научной разработке проблем уголовно-исполнительного права и теории ОРД.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности использования теоретических положений и предлагаемых рекомендаций в совершенствовании законодательных и ведомственных нормативных правовых актов в сфере организации ОРД оперативных подразделений исправительных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в практической деятельности указанных подразделений.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе высших и средних образовательных учреждений юридического профиля в рамках преподавания дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность», а также на курсах повышения квалификации практических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, предложений и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечиваются применением апробированного юридической наукой методологического инструментария, опорой на широко известные положения ОРД, использованием значительного количества источников и объемом собранных эмпирических материалов, гарантирующих его репрезентативность.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры организации оперативной работы Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Казанского филиала названного института; докладывались на всероссийских научно-практических конференциях (Томск, 2005 г.; Москва, 2005 г.); внедрены в учебный процесс Казанского филиала Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, практическую деятельность отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и борьбе с терроризмом оперативного управления ГУФСИН России по Республике Татарстан в рамках служебной подготовки для оперативных сотрудников и иных сотрудников уголовно-исполнительной системы, что подтверждается соответствующими актами о внедрении. Кроме того, материалы диссертации отражены в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена содержанием темы, за­дачами и логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, характеризуются методологическая, теоретическая и эмпирическая базы, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрываются теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации и внедрении его результатов.

Первая глава «Сущность, правовая основа и современное состояние ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Сущность и значение ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» раскрывает содержание данной деятельности и ее роль в противодействии преступлениям указанной категории, совершаемым в учреждениях, исполняющих наказания.

Общее число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в целом по России в 2003 г. составило 181,7 тыс., 2004 г. – 181,8 тыс., 2005 г. – 175,2 тыс., 2006 г. – 212,0 тыс., 2007 г. – 231,2 тыс.1 При этом автор отмечает высокую латентность данных преступлений. Исходя из этого необходимы адекватные ответные действия со стороны правоохранительных органов. К таким действиям и относится ОРД соответствующих оперативных подразделений.

Как отмечает автор, проведенное им исследование показывает, что роль ОРД по борьбе с противозаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях возрастает. Это обусловлено тем, что ОРД является единственным вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, ее тайными проявлениями (О. А. Вагин, А. П. Исиченко). К тому же никакая иная деятельность не располагает таким набором сил, средств и методов, при помощи которых было бы возможно решать задачи по противодействию преступности.

Рассмотрев основные черты ОРД оперативных подразделений исправительных учреждений, автор формулирует определение, которое, с его точки зрения, наиболее адекватно отражает ее суть: это основанная на законах и подзаконных нормативных правовых актах деятельность оперативных подразделений ФСИН России с использованием имеющихся у них сил и средств и в пределах предоставленных им полномочий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Данная деятельность представляет собой совокупность действий разведывательного, поискового, агентурного характера и направлена на сохранение материальных объектов со следами преступлений с целью последующего их ввода в уголовный процесс.

Во втором параграфе «Правовая основа ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» автор обосновывает необходимость совершенствования правового регулирования проведения оперативно-розыск­ных мероприятий в учреждениях, исполняющих наказания.

Реформирование уголовно-исполнительной системы потребовало изменения законодательной базы ее деятельности, прежде всего в плане дальнейшей гуманизации порядка и условий отбывания наказаний, приведения их в соответствие с международными нормами и стандартами обращения с осужденными. Данные преобразования существенным образом отразились и на ОРД, осуществляемой оперативными подразделениями исправительных учреждений.

По мнению автора, в целом вопросы правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий приобретают в последнее время фундаментальный характер и нуждаются в глубоком изучении, поскольку есть все основания полагать, что современная нормативно-правовая база, регулирующая их осуществление при решении задач ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, недостаточно эффективна. Совершенствовать ее необходимо в различных направлениях.

Автор разделяет точку зрения ученых о том, что деятельность оперативных подразделений различного предназначения (а соответственно и все ее виды) должна осуществляться в едином правовом поле. Это требует применения максимально унифицированного категориально-понятийного аппарата. Кроме того, одним из наиболее важных условий, обеспечивающих эффективность деятельности оперативных подразделений исправительных учреждений, является качественное ведомственное нормативное регулирование ОРД, так как оно оказывает существенное влияние на осуществление указанными подразделениями деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений и нарушений режима содержания, что в конечном итоге отражается на результатах исполнения наказаний и влияет на процесс сдерживания преступности в обществе.

Третий параграф «Современное состояние ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях и факторы, влияющие на эффективность ее организации» посвящен характеристике ситуации, сложившейся в настоящее время в пенитенциарных учреждениях в сфере борьбы с указанными преступлениями.

В целом современное состояние ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях остается очень сложным и напряженным. Как показывают исследования, многие осужденные, в частности, до 25 % наркоманов, содержащихся в колониях строгого режима, первичной наркотизации были подвергнуты именно при отбывании наказания.

Сохранение негативных тенденций в области незаконного распространения наркотиков в учреждениях, исполняющих наказания, можно объяснить следующим образом: во-первых, латентность преступлений рассматриваемой категории остается по-прежнему очень высокой; во-вторых, преступные группы и сообщества непрерывно совершенствуют тактику действий и конспирацию; в-третьих, в нормативно-правовом регламентировании борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ существуют пробелы; в-четвертых, имеются недостатки в организации учета и оценки показателей деятельности правоохранительных органов и др. Исходя из этого есть все основания утверждать, что данные официальной статистики не отражают реальной картины незаконного оборота наркотиков как по стране, так и по исправительным учреждениям.

Одной из главных причин неэффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков является низкий уровень профессионализма сотрудников исправительных учреждений, что подтверждается привлечением к уголовной ответственности в основном лиц, потребляющих наркотики, по фактам изъятия у них наркотических средств и психотропных веществ. Как правило, наркотики изымаются в малых количествах. Это свидетельствует о том, что механизм поставки и сбыта наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях хорошо законспирирован, а доставляемые наркотики быстро реализуются. Таким образом, проблема перекрытия и ликвидации каналов и источников поступления наркотиков в пенитенциарных учреждениях связана в первую очередь с успешным изобличением лиц, чья преступная деятельность направлена на распространение наркотиков.

Проведенное исследование позволило автору установить и другие причины, которые препятствуют реализации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ оперативными сотрудниками исправительных учреждений и ГУФСИН (УФСИН). К их числу относятся: недостаточное нормативно-правовое регламентирование ОРД оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; непринятие надлежащих мер по рассматриваемому направлению со стороны оперативных подразделений ГУФСИН (УФСИН); непринятие надлежащих мер в данной области со стороны руководителей исправительных учреждений; ненадлежащее взаимодействие между управлениями, отделами и службами ФСИН России; между управлениями, отделами и службами ГУФСИН (УФСИН) субъектов РФ; между управлениями, отделами и службами учреждений, исполняющих наказания.

Диссертант предлагает любой факт пресечения незаконного наркооборота в пенитенциарных учреждениях отмечать как положительный результат деятельности оперативных подразделений и внести соответствующее изменение в приказ ФСИН России «О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» от 15 апреля 2005 г. № 262.

Далее автор называет внешние факторы, способствующие совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях. К ним, в частности, относятся: социальная, экономическая и правовая ситуация в стране; неэффективная борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ по причине отсутствия в ней системности и т. д.

Немаловажную роль играют и внутренние факторы, способствующие совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: низкий уровень материально-бытового обеспечения осужденных; отсутствие условий для организации их свободного времени; неполная трудовая занятость; недостаточное внимание к вопросам общей и индивидуальной профилактики наркомании со стороны персонала; желание осужденных испытать эйфорические ощущения, наркотическое опьянение; отсутствие возможности их своевременного и полноценного лечения; длительное лишение свободы и т. д.

Все выявленные автором факторы способствуют распространению наркотиков в исправительных учреждениях, так как они взаимосвязаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Вторая глава «Основные направления организации и тактики ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Проблемы информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений исправительных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» рассматриваются актуальные вопросы информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений исправительных учреждений в указанной сфере.

Как показало исследование, своевременное получение оперативно-розыскной информации является одной из важнейших функций (элементов) организации ОРД в учреждениях, исполняющих наказания, включающей в себя поиск опертивной информации, четкую ее классификацию, а также порядок отработки поступающих сведений. Содержание информационного обеспечения предполагает, во-первых, определение целей и задач, решению которых должна служить информация; во-вторых, выявление и создание надежных источников информации; в-третьих, доступ к ней строго обозначенных потребителей.

Информационное обеспечение направлено на упорядочение организации ОРД по предупреждению преступлений в целом и проникновения наркотиков, в частности, и преследует цель придать этому процессу устойчивость, комплексность и планомерность.

Автор отмечает ряд обстоятельств, влияющих на организацию информационного обеспечения ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в исправительных учреждениях: во-первых, оперативные работники на всех организационно-управленческих уровнях должны определять оптимальное количество информации, необходимой для осуществления деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; во-вторых, получаемая оперативными работниками информация должна быть достоверной, точной, детальной, т. е. качественной, которую можно было бы перепроверить и подтвердить, в том числе гласными сведениями; в-третьих, информация должна быть своевременной, что предполагает не только получение сведений в нужное время, но и своевременную их передачу либо реализацию, надежность и стабильность каналов связи оперативного работника с источниками информации, а также вышестоящими оперативными подразделениями ФСИН России; в-четвертых, обстоятельство, связанное с допуском к сведениям, получаемым из негласных источников: если оперативные работники, начальники исправительных учреждений и их заместители по безопасности и оперативной работе могут работать с любой информацией, как гласного, так и негласного характера, то другим лицам такая возможность не предоставляется. Однако деятельность по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности, общая и индивидуальная профилактика, как правило, требует комплексного подхода, что предполагает обмен информацией в рамках взаимодействия с сотрудниками других отделов и служб учреждения, а также сотрудниками иных правоохранительных органов. В этих случаях оперативные сотрудники должны передавать так информацию, чтобы это не приводило к расшифровке источников и методов ее получения.

Далее автор анализирует стадии оперативно-розыскного информационного процесса, а именно оперативную регистрацию, формирование оперативно-розыскного учета и использование имеющейся информации по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В завершение параграфа диссертант делает вывод, что существующие в настоящее время проблемы информационного обеспечения деятельности оперативных отделов исправительных учреждений выражаются в несвоевременности и отсутствии систематичности поступления информации, использовании не в полной мере таких форм накопления и хранения оперативно-розыскной информации об условиях, способствующих проникновению наркотиков, как: картотеки, журналы, электронные базы данных. Названные недостатки пронизывают все организационные уровни уголовно-исполнительной системы, и для их устранения требуется целый комплекс радикальных управленческих решений.

Во втором параграфе «Оперативно-розыскное предупреждение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» анализируется одно из важнейших направлений в борьбе с преступлениями указанной категории.

Предупреждение преступлений включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, правильный подход к которым имеет важное значение для практической деятельности исправительных учреждений. При этом четкое определение этапов предупредительной работы, основных участников осуществления тех или иных видов деятельности, разграничение их функций по ее осуществлению во многом определяет результативность и целенаправленность предупредительного процесса.

Деятельность оперативных подразделений исправительных учреждений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков заключается в осуществлении ими комплекса мер гласного и негласного характера с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов в следующих направлениях:

– выявление причин и условий, способствующих проникновению наркотиков на территорию учреждения, принятие мер по их устранению (общее предупреждение);

– выявление лиц, склонных к приобретению, изготовлению, хранению, сбыту и употреблению наркотиков, и воздействие на них в целях недопущения реализации их противоправных замыслов (индивидуальное предупреждение);

– предупреждение замышляемых и пресечение подготавливаемых преступлений на территории исправительных учреждений.

В процессе исследования автором были выявлены следующие криминогенные условия, способствующие поступлению наркотиков в исправительные учреждения: слабый надзор за поведением осужденных в жилой и производственной зонах; отсутствие системы проведения обследований территории жилой и производственной зон; несоблюдение внутренней изоляции осужденных и пропускного режима в изолированных участках жилой зоны, а также на объектах работы в производственной зоне; несовершенство контроля за осужденными, находящимися на рабочих местах, в отрядах и на других объектах; неукомплектованность штатных единиц; низкое качество проведения профилактических мероприятий, направленных на недопущение совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; отсутствие информации о межличностных отношениях осужденных, положении и ролевом статусе каждого осужденного в их среде; изучение личности осужденных без учета периода их жизни до осуждения; недостаточный контроль за соблюдением правил несения службы часовыми.

Наркотические средства и психотропные вещества проникают в те исправительные учреждения, где имеют место хотя бы некоторые из перечисленных выше недостатков в деятельности администрации. Следовательно, необходимо не только знать эти недостатки, но и уметь правильно организовать работу по их своевременному выявлению и устранению. Это означает, что руководители исправительных учреждений и их оперативных подразделений должны наладить систему сбора, обработки и анализа как управленческой, так и оперативно-розыскной информации и на этой основе осуществлять комплексное планирование мероприятий по предупреждению возникновениия каналов доставки наркотиков в исправительные учреждения. Решение данной задачи требует специальных мер организационного, оперативного, режимного и воспитательного характера, активного участия всех отделов и служб учреждения и четкого определения содержания соответствующей функции исправительного учреждения, его служб и отделов, выделения должностных лиц, отвечающих за ее осуществление, регламентации их прав и обязанностей, создания необходимой правовой и методической базы, сосредоточения для выполнения сотрудниками возложенных на них обязанностей необходимых ресурсов, информационного обеспечения, повышения эффективности внешнего и внутреннего взаимодействия, обеспечения постоянного управления их деятельностью.

В третьем параграфе «Раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях» исследуется практика раскрытия преступлений указанной категории, которая свидетельствует, что первоначальные и последующие действия оперативных сотрудников исправительных учреждений не всегда приводят к желаемым результатам.

Оперативные подразделения исправительных учреждений осуществляют мероприятия по раскрытию незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ по двум направлениям:

– раскрытие фактов незаконного приобретения, хранения, сбыта и пересылки наркотических средств и психотропных веществ непосредственно среди осужденных в исправительных учреждениях;

– содействие оперативным подразделениям других правоохранительных органов в раскрытии преступлений, к совершению которых причастны лица, лишенные свободы.

Эффективное применение оперативными сотрудниками исправительных учреждений сил, средств, методов и форм ОРД в целях выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ возможно только при наличии у них достаточных знаний уголовного законодательства, а также уголовного судопроизводства, указанных в уголовно-процессуальном законодательстве: процедуры возбуждения уголовного дела (ст. 21, 37, 140–142, 146–149 УПК РФ); применения норм доказательственного права, регламентирующего предмет доказывания по уголовному делу (ст.73 УПК РФ); определения понятия доказательств (ст. 74, 75, 235 УПК РФ); порядок собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 17, 85–88 УПК РФ); самостоятельных видов доказательств (ст. 56, 57, 76–84, 195,196, 207 УПК РФ); порядка и условий производства следственных действий (ст. 187–189 УПК РФ).

Учитывая специфику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оперативным сотрудникам необходимо также знать положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ и Постановления Правительства РФ «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ» от 7 февраля 2006 № 76.

В процессе раскрытия преступлений, связанных с наркотиками, оперативные сотрудники обязаны учитывать ряд особенностей.

Поскольку проведение оперативно-розыскных мероприятий связано с реализацией информации оперативно-розыскного характера, важно, чтобы действия оперативных и других сотрудников не привели к расшифровке источников информации. Обнаружение наркотиков у осужденных и иных лиц в местах их хранения, средствах доставки необходимо легендировать. Мероприятие не должно содержать элементов целенаправленности, свидетельствующих о том, что оно проводилось именно с целью изъятия наркотиков. При этом целесообразно исключать непосредственное участие оперативных сотрудников.

В ходе осуществления оперативно-розыскной работы оперативные подразделения исправительных учреждений выясняют: связи фигурантов внутри учреждения и за его пределами; неконтролируемые каналы доставки наркотиков и способы реализации последних; механизм выхода на источники поставки наркотиков, места их нахождения.

В раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, важное место принадлежит выяснению и документированию обстоятельств, составляющих предмет доказывания по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ).

Документирование преступных действий субъектами ОРД – это гарантия того, что информация о причастности лица к подготовке или совершению преступления, полученная оперативным путем, в дальнейшем в определенной форме, не раскрывающей государственную и служебную тайну, сможет быть использована в уголовном процессе.

По мнению диссертанта, увеличению количества раскрытых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ будет способствовать формирование мобильных групп из числа оперативных сотрудников исправительных учреждений и подразделений ФСКН России, что позволит осуществлять оперативно-розыскные мероприятия на территории административного района.

В четвертом параграфе «Взаимодействие оперативных подразделений исправительных учреждений с иными службами и субъектами ОРД по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» характеризуются различные формы совместной деятельности субъектов, осуществляющих ОРД в указанной сфере.

Оперативно-розыскные меры, реализуемые в рамках внутреннего и внешнего взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений, играют существенную роль в деятельности по предупреждению проникновения наркотиков на территорию мест лишения свободы.

Наиболее эффективными формами внутреннего взаимодействия являются: взаимный обмен информацией; совместное проведение мероприятий оперативно-режимного характера; проведение совместных совещаний, учебно-практических занятий. В ходе исследования диссертант пришел к выводу, что, осуществляя борьбу с незаконным оборотом наркотиков, сотрудники оперативного отдела взаимодействуют практически со всеми подразделениями исправительного учреждения.

При осуществлении внешнего взаимодействия к наиболее распространенным и эффективным формам относятся: обмен оперативно значимой информацией; предоставление наличных сил и средств; совместное планирование и проведение мероприятий, направленных на предупреждение проникновения наркотиков к осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Однако анализ практики показывает, что во взаимодействии рассматриваемых автором субъектов ОРД имеется ряд недостатков: незаинтересованность оперативных подразделений ФСКН России и ОВД вследствие отсутствия критериев оценки их вклада в общий результат; несовершенство системы обмена оперативной информацией; недостатки в нормативном правовом регулировании данного вопроса; наличие «ведомственного» барьера; опасение оперативных работников исправительных учреждений оперативных работников ФСКН России и ОВД относительно расшифровки своих негласных сотрудников или утечки оперативной информации; недостаточная организующая роль руководителей исправительных учреждений в рассматриваемом вопросе. Только консолидация сил всех отделов и служб исправительного учреждения, а также иных заинтересованных правоохранительных органов позволит оперативным подразделениям учреждений, исполняющих наказания, своевременно выявлять и предупреждать противоправные деяния со стороны осужденных.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, изложены предложения по совершенствованию ОРД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотичсеких средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях.


По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:


Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,
рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ


1. Фатхуллин, Р. Р. Современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях России / Р. Р. Фатхуллин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2007. – № 3 (4). – 0,27 п. л.

2. Фатхуллин, Р. Р. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России / Р. Р. Фатхуллин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 3 (8). – 0,4 п. л.


Иные публикации

3. Фатхуллин, Р. Р. Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России / Р. Р. Фатхуллин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2007. – № 1 (2). – 0,45 п. л.

4. Фатхуллин, Р. Р. Организация оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях / Р. Р. Фатхуллин // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе : сб. ст. / Науч. исслед. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – М., 2005. – 0,23 п. л.

5. Фатхуллин, Р. Р. Сущность, правовая основа и современное состояние оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России : учеб.-метод. пособие / Р. Р. Фатхуллин. – Казань, 2008. – 3,6 п. л.


Общий объем опубликованных автором работ составляет 4,95 п. л.





ФАТХУЛЛИН Рустем Рамазанович


  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница