Влияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в татарстане


Скачать 320,82 Kb.
НазваниеВлияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в татарстане
страница1/4
Волчкова Елена Эдуардовна
Дата конвертации30.09.2012
Размер320,82 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьСоциальная психология
Год2007
На соискание ученой степениКандидат психологических наук
  1   2   3   4


На правах рукописи


Волчкова

Елена Эдуардовна


ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНОФОРОВ
И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ ЭТНИЧЕСКИХ СОСЕДЕЙ В ТАТАРСТАНЕ



Специальность 19.00.05 – социальная психология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Самара – 2007

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет"



Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор
Юсупов Ильдар Масгудович







Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор
Платонов Юрий Петрович










доктор психологических наук, профессор
Ярушкин Николай Николаевич







Ведущая организация:

Ульяновский государственный университет



Защита состоится "29" мая 2007 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета К 212.216.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу 443099, г.Самара, ул.М.Горького, 65/67.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан «26» апреля 2007 года.






Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент

Т.В.Семенова





Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Татарстан относится к числу полиэтничных регионов России. В нем проживают представители 115 национальностей, среди которых русские и татары по переписи 2002 г. составляют 95%. Распад СССР и смена общественно-политического устройства актуализировали вопрос переоценки ценностей, декларировавшихся при социализме разными социальными слоями многонациональной республики.

Конституционально зафиксированное государственное двуязычие в Татарстане способствовало нейтрализации нараставшей в 1992 г. межэтнической напряженности. Республика не распалась на национальные образования. "Феномен Татарстана" привлек внимание многочисленных исследователей. Изучалась устойчивость межнациональных и межконфессиональных отношений в разных аспектах [Б.С.Алишев, 2000; А.В.Качкин, 1997; К.Каариай­нен, 1999; К.В.Коростелина, 1996; В.С.Мухина, 2002; Ю.П.Платонов, 2002; Л.В.Сагитова, 2001; Т.Г.Стефаненко, 1999; Д.Е.Фурман, 1987; В.В.Шарапов, 2005]. В то же время, влияние государственного двуязычия на осознание этнофором своей этнопринадлежности и ориентацию на национально-культур­ные ценности остается дискуссионным. Имеющиеся эмпирические сведения фрагментарны и случайны.

Проблема заключается в том, что этнофоры, социализировавшиеся в монолингвальной национальной среде, вынуждены ресоциализироваться и изменять свои устоявшиеся культурные ценности, оказавшись в урбанизированной билингвальной среде. Они испытывают внутриличностный конфликт, для нейтрализации которого ограничивают общение внутри своей диаспоры.

Объект исследования: этноидентичность этнофоров и их представления о культурно-ценностных ориентациях этнических соседей в Татарстане.

Предмет исследования: влияние билингвизма (двуязычия) на этно-идентичность и на взаимные представления русских и татар о культурных ценностях в Татарстане.

Цель исследования: определить влияние билингвизма на этноидентичность и на представления о культурно-ценностных ориентациях этнических соседей, проживающих в многоязычной среде.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ и взаимосвязь психолого-философс­ких конструктов ценности, ценностных ориентаций и культурно-цен­ностных ориентаций личности.

  2. Эмпирически исследовать функциональные ценности разных социальных слоев русских и татар, проживающих в Татарстане.

  3. Эмпирически установить влияние этнического самоопределения этих народов на их культурно-ценностные ориентации.

  4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ культурно-ценност­ных ориентаций этнофоров, прошедших социализацию в би- и монолингвальной среде.

Гипотеза исследования: многоязыковая социальная среда расширяет представления о культурно-ценностных ориентациях проживающих в ней этнофоров и обостряет рефлексию их этнической принадлежности (этно-идентичности).

Методологическую основу исследования составили:

- концепция культурных синдромов (аллоцентризма – идеоцентризма) в этноаффилиативных тенденциях этнофоров [H.Triandis, 1985, 1986; T.J.Scheff, 1994];

- обоснованные индикаторы групповой сплоченности [Г.М.Андреева, 1997; А.И.Донцов, 1979] в контексте межэтнических отношений;

- концепции национального самосознания [Л.И.Дробижева, 1985], этноидентичности и культурных границ [В.А.Тишков, 1997], межэтнической напряженности [Г.У.Солдатова, 1998];

- философско-психологические взгляды на функции ценностей в психоаналитическом [З.Фрейд, 1991; Э.Фромм, 1993] и гуманистическом направ­лениях [К.Kluckhohn, 1951; M.Rokeach, 1973; S.H.Schwartz, 2001; Б.С.Али­шев, 2000; В.М.Бызова, 1998; Н.А.Журавлева, 2006; Н.М.Лебедева, 2000; С.В.Лурье, 1989; Ю.А.Шерковин, 1987; М.С.Яницкий, 2000 и др.]

Методы исследования:

  1. Теоретико-психологичексий анализ философской, исторической, антропологической, социально-психологической, этносоциальной литературы по проблеме ценностей, ценностных ориентаций, взаимосвязи с культурно-ценностных ориентаций с этноидентификацией этнофоров.

  2. Кросскультурное исследование культурно-ценностных ориентаций и этноидентичность русских и татар, проживающих в многоязычной среде (на примере РТ).

  3. Эмпирические методы – шкалированные опросники, математико-статистическая обработка первичных данных с применением программного пакета "Statictica 6.0" 2002 г.

Научная новизна:

  1. Установлено влияние многоязычия на формирование представлений о культурных ценностях этнического соседа и на этническую самоидентификацию.

  2. Выявлено, что территориально-экономические условия социализации определяют представления как о культурно-ценностных ориентациях, так и этноидентичность самого этнофора.

  3. Обнаружено, что билингвальная языковая среда, в которой социализировались этнофоры, сокращает межэтническую дистанцированность.

Теоретическая значимость:

  1. Полученные эмпирические результаты исследования социальных слоев би- и монолингвальных этнофоров конкретизируют источник межэтнической напряженности в концепции Г.У.Солдатовой: это сельские эмигранты, обозначающие себя интеллигенцией в первом поколении.

  2. Эмпирически подтверждено влияние языковой среды раннего онтогенеза на представления этнофоров об этноидентичности и культурных границах этнического соседа.

Практическая значимость:

  1. Эмпирически полученные результаты заслуживают пристального внимания со стороны средств массовой информации при разработке и реализации концепции национальной политики как среди народов Среднего Поволжья, так и в Российской Федерации в целом.

  2. При составлении учебных программ в образовательных учреждениях, учитывающих региональный и федеральный компоненты по гуманитарным дисциплинам.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социализация этнофора в разноязыковой среде расширяет круг его ценностных ориентаций и тем самым предопределяет представления этнических соседей друг о друге.

  2. Первичная социализация этнофора в языковой среде, являющейся носителем национальной культуры, предопределяет его этническую самоидентичность в будущем.

Достоверность результатов исследования установлена по статистическому критерию Манна-Уитни.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы диссертации докладывались на научных форумах: Всероссийская научно-прак­тическая конференция "Национально–региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики" (Казань, 22 сентября 2002); IV Всероссийская конференция по исторической психологии российского сознания "Ментальность российской провинции в настоящем и будущем" (Самара 1-2 июля 2004); IV Международная научно-практическая конференция "Реальность этноса-2002. Образование и проблемы межэтнической коммуникации" (СПб, апрель 2002); I форум молодых ученых и специалистов Республики Татарстан; IV научная конференция молодых ученых и специалистов (Казань 2001); Международно-практическая конференция "Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья" (Казань 2003); V международная научно практическая конференция студентов и аспирантов "Психология XXI века", (СПб, 2002).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы из 112 наименований, из них 27 на иностранных языках и приложения общим объемом 123 стр.

Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его предметы, цели, задачи, сформулирована гипотеза, характеризуются методы исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвинуты положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Генезис представлений о ценностях и этноидентичности" приводится анализ существующих философских, социальных, психологических подходов к проблемам понимания ценностей, ценностных ориентаций, культуры в целом и их связи с культурно-ценностными ориентациям личности. Так же представлен теоретический анализ развития представлений об этноидентичности.

Параграф 1.1. "Развитие представлений о ценностях в философии" посвящен рассмотрению теоретических исследований значения "ценность" в различных философских школах. Анализ литературы показал, что изначально понятие "ценность" было введено в античной философии. Античные философы рассматривали "ценность" как добродетель, как некие душевные качества личности [Аристотель, 1989; Г.П.Выжлецов, 1995; Д.Лаэртский, 1986]; ценность как стоимость [И.Кант, 1985]

Вплоть до XVII-XVIII веков не было психологических теорий, определяющих феномен "ценности", а философы отождествляли ценности с их стоимостью и значимостью. [Т.Гоббс, Дж.Локк (Г.П.Выжлецов 1996)]

В последующем, проблема ценностей приобрела более психологический смысл. [В.Франкл, 1990, Ж.-П.Сартр, 1989]. Наибольший интерес с социально психологической позиции представляют идеи Парсонса о культурном аспекте ценностей. [T.Parsons, 1964].

В параграфе 1.2. "Психологическая природа ценностей" рассматривается понятие "ценность", функции ценностей в рамках различных психологических школ. Существует несколько подходов.

Бихевиористское направление не рассматривало ценности в сфере научного изучения человеческой природы. Рассматривалась проблема межгрупповых конфликтов и бихевиористы вывели ее в дельнейшем на социальный уровень, рассматривая ее не как функцию взаимоотношений между отдельными индивидами, а как функцию межгрупповых, в том числе и этнических, отношений.

Психоаналитическое направление – ценности как бессознательные образования, выполняющие функции контроля и регуляции деятельности и мыслей человека [З.Фрейд, 1991]. Ценности являются мотивами человеческой деятельности и выражаются в специфических формах отношения человека к миру [Э.Фромм, 1993].

В гуманистическом направлении – функции ценностей представлены в разных аспектах.

Научные представления о функциях ценностей представлено в табл.1

В теоретическом анализе установлено, что ценности – абстрактный и общий принцип схем поведения человека в рамках определенной культуры или общества, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Ценности можно определить как функциональные связи между человеком и окружающим его миром. В психологическом аспекте они проявляют себя в восприятии и оценке событий, в отношениях, в мышлении и принятии решений, в чувствах, в мотивах и действиях, – во всех без исключения формах психической жизни. [М.Г.Рогов, Б.С.Алишев, 2000].

В настоящем исследовании ценности рассматриваются как регуляторы во взаимодействии человека с окружающей действительностью (ценности в субъект–объектных отношениях). На основе ценностей осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности.

Таблица 1

Научные представления о функциях ценностей

Аспект мотивации

Установка,

аттитюд

Продукт жизнедеятельности, социальное явление

Общест­венные идеалы, убеждения

Атрибут
абстракт­ного


Личност­ные ценности

Г.Мюррей [1986],

А.Маслоу [1982],

ККлакхон [1952],

Ю.А.Шерко­вин [1987],

А.Г.Асмолов [1989],

В.М.Бызова [1998],

Н.М.Лебедева [2000],

Д.А.Леонтьев

[2003],

S.H.Schwartz

[2001].

Ю.А.Шерко­вин [1986],

У.Томас,

Ф.Знанец­кий [1996],

Д.Н.Узнадзе [1975],

И.Н.Истомин

[2000],

С.Шварц [2001],

П.С.Прагна­швили [1998],

С.В.Лурье [1989], Шварц, Билски [1987],

С.Яницкий [2000],

Г.Оллпорт [1997],

Ф.Василюк [1998],

E.Spranger [2004],

C.W.Morris [1994]

А.И.Донцов [2001],

Д.А.Леонтьев [2001], Ajzen, Fishbein [1998]

M.Rokeach [1986],

Б.С.Алишев [2000],

М.Ярошевс­кий, А.В.Петровс­кий [2001].

М.Рокич [1989],

Д.А.Леонтьев

[2002],

О.Г.Дробниц­кий [1990],

M.Rokeach [1972],

Н.И.Истомин [2001],

S.H.Kluckhon [1962],

S.H.Schwartz,

W.Bilsky [1987],

А.В.Петровс­кий, М.Г.Яро­шевский [2001].


Дж.Дьюи

[1997],

С.Л.Рубин­штейн [2001],

У.Томас,

Ф.Знанецкий

[2002], К.А.Абуль­ханова-Славская

[1999],

Я.Гудечек [1997],

С.С.Бубнова

[1998].

У.Томас,

Ф.Знанец­кий

[1978],

М.И.Боб­нева, С.С.Буб­нова

[1987],

В.М.Бы­зова

[1998], M.Ro­keach

[1986],

Schwartz

[2001].
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница