«Инноватика»


Скачать 55,58 Kb.
PDF просмотр
Название«Инноватика»
Дата конвертации09.10.2012
Размер55,58 Kb.
ТипДокументы
СпециальностьА.Н.Шмелева
Год2012
Министерство образования и науки РФ 
Работа выполнена на кафедре «Управление инновациями» Пензенско-
Пензенский региональный центр высшей школы (филиал) 
го регионального центра высшей школы (филиала) ФГБОУ ВПО «Рос-
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет  
сийский  государственный  университет  инновационных  технологий  и 
инновационных технологий и предпринимательства» 
предпринимательства» 
 
  
 
Научный руководитель: кандидат  
 
технических наук, доцент    
                                     С.Н.Медведева  
 
 
 
УДК 65.01, 338.24 
Внешний рецензент: кандидат технических  
наук, доцент,  
 
заведующий кафедрой «Экономика  
 
и управление» Пензенского филиала  
Малышева  
Российского государственного социального  
Татьяна Александровна 
университета 
 
 
 
 
 
        А.Б.Зубков 
 
 
Инновационная восприимчивость как основа роста  
инновационной активности организации 
Внутренний рецензент: доктор  
 
экономических наук, профессор   
 
                А.Н.Шмелева 
  
  
Автореферат магистерской диссертации 
 
на соискание академической степени магистра 
Защита  состоится  6  июня  2012 года  в  9  часов  на  заседании  Итоговой 
по направлению 220600.68 «Инноватика» 
аттестационной комиссии по защите магистерских диссертаций в Пен-
 
зенском  региональном  центре  высшей  школы  (филиал)  ФГБОУ  ВПО 
«Российский  государственный  университет  инновационных  техноло-
 
гий и предпринимательства»  по адресу: 440026, г. Пенза, ул. Володар-
ского, 6а. 
 
 
 
Автореферат выставлен на сайт ПРЦВШ(ф)РГУИТП  
 
http://rsu.penza.com.ru. 
_________________ 2012 года 
 
  
 
 
 
2012 
Секретарь ИАК 
 
 
 
                         С.Н.Медведева  
 
 

1.  Актуальность темы диссертационного исследования 
Большой  вклад  в  развитие  теоретических  основ  механизма  инно-
В  условиях  рыночной  экономики  возрастает  значение  обеспече-
вационной   активности  внесли  многие  выдающиеся  и  известные  спе-
ния эффективности производственных, финансовых, управленческих и 
циалисты,  такие  как  П.  Сенге,  А.  Сливотски  и  Д.  Моррисон, 
других  процессов,  улучшения  качества  выпускаемой  продукции  (ус-
К. Кристенсен. 
луг),  внедрения  новых  решений,  так  как  это  определяет  конкуренто-
Однако,  не  достаточно  полно  проработаны  методы  стимулирова-
способность хозяйствующего субъекта, а вместе с ней – коммерческий 
ния  инновационной  восприимчивости  и  повышения  инновационной 
успех  и  устойчивое  финансовое  состояние.  Чем  интенсивнее  и  дина-
активности для конкретного предприятия, а также остается открытым 
мичнее  деятельность  организации  по  созданию  (или  приобретению), 
вопрос  разработки  единой  модели  инновационной  активности  пред-
освоению и реализации на рынке нововведений, тем больше стратеги-
приятия. 
ческих  преимуществ  она  получает.  Эффективность  и  регулярность  её 
Поэтому  в  современных  условиях  рыночной  экономики  предпри-
инновационной  деятельности  характеризует  такая  экономическая  ка-
ятиям необходимо уделить особое внимание повышению инновацион-
тегория,  как  инновационная  активность,  под  которой  понимается  ин-
ной  восприимчивости  и  развитию  механизмов  стимулирования  инно-
тенсивность реализуемых нововведений [1]; и  инновационная воспри-
вационной активности, что повлечет за собой повышение конкуренто-
имчивость,  под  которой  понимается  способность  предприятия  реали-
способности предприятия. 
зовать  и  применять  новации  [2].  Степень  инновационной  активности 
2.  Цель и задачи диссертационного исследования 
определяется  развитостью  и  диверсифицированностью  общественных 
Целью магистерской диссертации является изучение инновацион-
потребностей,  отраслевой  структурой  экономики;  наличием  адекват-
ной  восприимчивости  и  инновационной  активности,  выявление  взаи-
ной для инновационной деятельности производственной, научной, ин-
мосвязи  между ними для повышения конкурентоспособности  и инно-
формационной  и  другой  инфраструктуры;  структурой,  качеством  и 
вационного потенциала организации. 
мотивацией  рабочей  силы  и  тому  подобными  факторами.  Знание  её 
Основные задачи, решаемые в ходе работы: 
уровня  позволяет  судить  о  конкурентоспособности  хозяйствующего 
  анализ  инновационной  восприимчивости  и  инновационной  ак-
субъекта и, как следствие, о перспективах развития в целом. 
тивности  организации,  общая  оценка  ситуации  на  российских 
Государство  заинтересовано  в  увеличении  числа  инновационно-
предприятиях; 
активных организаций в экономике страны, так как это означает рост 
  выявление  проблем  повышения  инновационной  восприимчиво-
национального  производства,  снижение  зависимости  от  импорта,  эф-
сти  и  как  следствие  определение  барьеров  на пути  развития  ин-
фективное  функционирование  отдельных  отраслей  промышленности, 
новационной активности организации; 
повышение  качества  жизни  населения.  В  концепции  долгосрочного 
  разработка  рекомендаций  для  решения  установленных  проблем 
социально-экономического  развития  РФ  до  2020  года  инновационной 
инновационной деятельности конкретного предприятия. 
путь развития назван единственно приемлемым будущим для России. 
3.  Объект и предмет диссертационного исследования 
Анализ инновационной активности находит отражение в научных 
Объект  исследования  –  инновационная  деятельность  российских 
работах Журавлевой Л.В., Баранчеева В.П., Мишина В.М., Мельнико-
предприятий и стратегия повышения инновационной активности. 
ва  О.Н..  Изучению  различных  аспектов  инновационной  восприимчи-
Предмет  исследования  –  степень  развития  инновационной  вос-
вости посвящены работы Шувалова В.Н., Никитиной О.В.,  Масленни-
приимчивости и инновационной активности ОАО «НИИФИ». 
ковой Н.П. 
 
 
 


 
 
 

4.  Методы диссертационного исследования  
образовании  и  бизнесе»  (г.Пенза,  Россия,  17-18  мая  2012  г.);  V  Меж-
В  работе  использовались  следующие  методы  исследования:  ана-
дународной  научно-практической  конференции  «Молодежь.  Наука. 
литический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети  
Инновации» (г.Пенза, Россия, май 2012 г.).  
Internet, анализ различных источников литературы (научная литерату-
8.  Публикации 
ра,  журналы,  публикации);  обработка  полученных  данных,  опросы, 
По теме магистерской диссертации опубликованы 4 научные ста-
интервью, экспертиза проблем; также  были проанализированы подхо-
тьи. 
ды  к  оценке  инновационной  активности  предприятия,  использованы 
9.  Объем и структура магистерской диссертации 
формулы  и  экспертные  оценки,  методы  системной  логики  и  теория 
Магистерская диссертация содержит  110 страниц,  5 таблиц,  8 ри-
стратегического планирования, изучена модель инновационной актив-
сунков, 44 используемых источника, 5 приложений. 
ности предприятия. 
Работа  состоит  из  введения,  трех  глав,  заключения,  списка  ис-
5.  Научная новизна диссертационного исследования 
пользуемых источников и приложений. 
- систематизированы данные об инновационной восприимчивости 
10.  Содержание разделов диссертации 
и инновационной активности российских предприятий; 
Во  введении  обоснована  актуальность темы  магистерской  диссер-
-  теоретически  обоснована  взаимосвязь  инновационной  воспри-
тации, кратко охарактеризовано состояние проблемы, сформулированы 
имчивости и инновационной активности; 
научная новизна, цели и задачи магистерской диссертации. 
-  предложены  способы  повышения  инновационной  восприимчи-
В первой главе работы раскрыты понятия инновационной воспри-
вости российских предприятий на примере ОАО «НИИФИ». 
имчивости и инновационной активности организации. Определен уро-
6. Практическая значимость 
вень  инновационной  активности  организации,  который  вычисляется 
-  изменение  способов  повышения  инновационной  восприимчиво-
как  отношение  числа  организаций,  осуществлявших  технологические 
сти  и  развития  инновационной  активности  и  механизмы  регулирова-
или  организационные  инновации,  к  общему  числу  обследованных  за 
ния инновационного процесса в организации совершенствуют иннова-
определенный период времени организаций в регионе. Инновационная 
ционную активность и конкурентоспособность предприятия; 
восприимчивость  трактуется  в  научной  литературе,  как  способность 
- выявленные особенности, проблемы и тенденции функциониро-
создавать  и  применять  пионерные  технологические  новшества,  либо 
вания  и  развития  российских  предприятий  могут  стать  основой  для 
готовность  и  способность  того  или  иного  предприятия  (организации) 
стимулирования их инновационной деятельности; 
осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. 
- материалы магистерской диссертации могут  быть использованы 
Инновационная  восприимчивость  или  инновативность  фирмы  за-
при учебной подготовке по направлению «Инноватика» по дисципли-
висит  от  различных  внешних  и  внутренних  факторов.  К  внутренним 
нам  «Управление  инновационной  деятельностью»,  «Инфраструктура 
факторам  относится  наличие  благоприятных  экономических,  органи-
нововведений»,  «Бизнес-планирование»,  «Управление  инновационны-
зационных,  психологических,  кадровых  и  технических  условий  для 
ми проектами». 
инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив  
7.  Апробация результатов 
на  предприятии  является  и  информационный  аспект,  то  есть  место 
Материалы  магистерской  диссертации  обсуждены  на  IX  Меж-
взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия ре- 
дународной научно-методической конференции «Инновации в науке,  
шений  на  предприятии.  Важную  роль  играют  внешние  факторы,  свя-
образовании  и  бизнесе»  (г.Пенза,  Россия,  12-14  мая  2011  г.);  X  Меж-
занные  с  развитостью  рыночных  отношений;  состоянием  финансово-
дународной научно-методической конференции «Инновации в науке,  
экономической системы; социально-экономическим и политическими  
 
 


 
 

факторами; наличием или отсутствием благоприятного инновационно-
экономики на международном рынке и уровень инновационной актив-
го климата и поддержки со стороны государства; позиционированием 
ности организаций в России. 
предприятия  в  отрасли;  характеристики  самой  отрасли;  развитостью 
Выявлены  основные  причины  сложившейся  неблагоприятной  си-
соответствующей инфраструктуры местоположения предприятия.  
туации  для  развития  инновационной  деятельности  на  российских 
На основании этого установлена взаимосвязь инновационной вос-
предприятиях  и  выделены  актуальные  направления  государственного 
приимчивости,  инновационной  активности  и  конкурентоспособности 
регулирования технико-технологического прогресса и инновационного 
российских организаций. 
предпринимательства.  
Рассмотрены типы  российских предприятий в зависимости от ха-
В итоге определены основные проблемы (препятствия), влияющие 
рактера и масштаба инноваций. 
на инновационную восприимчивость организации: 
Тип  1  –  инновационные  предприятия,  работающие  на  междуна-
  недостаточный  спрос  на  инновационную  продукцию  и  проблемы 
родном уровне 
коммерциализации;  
Тип 2 – инновационные предприятия, работающие на уровне тре-
  нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность и 
бований российского рынка.  
управленческих  кадров,  способных  реализовывать  инновационные 
Тип  3   –  предприятия,  которые  в  недостаточной  степени  занима-
проекты;  
ются нововведениями, в связи с устаревшей материальной базой, неза-
  избыточная  забюрократизированность  (сложность  сертификации 
груженными  производственными  мощностями  и  отсутствием  выхода 
новой продукции);  
на внешний рынок.  
  сложности экспортно-таможенного контроля (высокие таможенные 
В  итоге  были  выявлены  ключевые  факторы  инновационных  про-
тарифы на импортируемые компоненты и технологии, сложная та-
цессов и барьеров, препятствующих их развитию в компаниях и в Рос-
моженная процедура);  
сии  в  целом,  а  также  определены  наиболее  важные  меры  государст-
  недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;  
венного стимулирования этих процессов 
  конкурентное давление на компанию; 
Во  второй  главе  изучены  экспертные  подходы  к  оценке  иннова-
  сложность привлечения финансирования для внедрения инноваци-
ционной  активности.  Первый  подход  заключается  в  оценке  развития 
онных продуктов и технологий;  
инновационной инфраструктуры и определении способности предпри-
  отсутствие процедуры оценки риска и возврата инвестиций; 
ятий по коммерциализации нововведений. Второй подход заключается 
  отсутствие «культуры инноваций» внутри компании. 
в использовании оценки инновационной активности  в качестве исход- 
Основные направления государственного регулирования технико-
ного этапа процесса разработки инновационной стратегии отдельного 
технологического прогресса и инновационного предпринимательства 
предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно ис-
пользовать  экспертные  оценки,  позволяющие  учесть  комплекс  пара-
  возрождение угасающей государственной или государственно под-
метров инновационной активности. 
держиваемой автономной научно-исследовательской инфраструк- 
Сущность  оценки  инновационной  активности  сводится  не  только 
туры,  инициирующей  и  генерирующей  продуктивные  научные 
к оценке масштабов разработки, внедрения и диффузии инноваций, но 
идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты; 
и  к  осуществлению  отбора  направления  инновационного  развития  и 
  формирование  спроса  и  государственного  заказа  на  инновацион-
формирования соответствующей инновационной политики.  
ные товары и технологии широкого применения, в том числе двой-
Приведена сравнительная инновационная активность российской  
ного назначения; используемые в оборонных и гражданских отрас-
 
лях; 


 
 

  создание  благоприятного  инвестиционного,  налогового  климата, 
В результате проведенных исследований были проанализированы 
патентной  среды,  способствующих  притоку  инвестиций  в  иннова-
взаимосвязи между динамикой рыночного спроса на продуктовые ин-
ции; 
новации и инновационно-креативной активностью специалистов орга-
  государственное  кредитование  либо  поддерживаемое  государст-
низаций с учетом различных стадий инновационной активности пред-
венными  гарантиями  банковское  кредитование  инновационных 
принимательских структур. 
процессов. 
Рассмотрены  подходы для оценки инновационной активности ор-
А  также  рассмотрены  гипотезы,  касающиеся  инновационной  ак-
ганизации,  предложены  к  использованию  принцип  открытости  систе-
тивности России в целом и организации в частности. Представлена за-
мы  управления  к  изменениям  в  конкурентной среде  и  методы оценки 
висимость  инновационной восприимчивости и инновационной актив-
инновационной  активности  организации  в  зависимости  от  субъектов 
ности от различных факторов внешней и внутренней среды организа-
интересов  и  целей:  экспресс-диагностика,  лепестковая  диаграмма, 
ции. 
ранжирование, принцип Парето, кластерный анализ, дендро-грамма, а 
В  третьей  главе  магистерской  диссертации, на  основе  предыду-
также  –  примерный  состав  показателей  инновационной  активности: 
щих  глав,  были  выделены  факторы  интенсивности  и  эффективности 
трансформация идей в инновационные проекты; эффективность реали-
инновационных  процессов,  которые  имеют  значение  в  условиях  про-
зации  инновационных  проектов;  готовность  сотрудников  к  инноваци-
изводственной деятельности и повышают  уровень инновационной ак-
ям;  возможность  специалистов  найти  применение  своим  знаниям,  на-
тивности предприятия. 
выкам,  энергии  в  организации;  уровень  концентрации  новых  идей  в 
К первой группе факторов относятся те, которые определяют вос-
организации  из  внешних  источников;  уровень  инновационной  компе-
приимчивость  организации  к  новшествам:  психологические  характе-
тентности организации. 
ристики  персонала;  структурные  характеристики  организации;  харак-
В итоге предложены практические методы повышения инноваци-
теристики окружения. 
онной  восприимчивости  и  инновационной  активности  предприятия, 
Ко  второй  группе  относятся  факторы,  определяющие  интенсив-
разработан процесс принятия решения по повышению инновационной 
ность и эффективность инновационных процессов, влияющие на ус- 
активности ОАО «НИИФИ», который включает  в себя следующие этапы:  
пешность  внедрения  данных  процессов:  гибкость  организационной 
  определение текущего уровня инновационной активности; 
структуры;  общая  культура  организации;  стиль  руководства;  инфор-
   мониторинг конкурентной среды; 
мированность  членов  организации  о  проблеме,  демонстрация  недос-
  установление критериев принятия решения; 
татков  в  ее  деятельности;  информированность  членов  организации  о 
  формирование мероприятий, обеспечивающих рост инновационной 
достоинствах  новшества;  вовлечение  персонала  в  процесс  планирова-
восприимчивости и инновационной активности; 
ния внедрения и управления им; наличие четко поставленных целей;  
  реализация данных мероприятий. 
хорошее  планирование  процесса  изменений;  наличие  поддержки  ос-
К мероприятиям по повышению инновационной восприимчивости 
новных  влиятельных  групп  в  организации;  мотивированность  испол-
и инновационной активности ОАО «НИИФИ» относятся: 
нителей  (существование  адекватных  вознаграждений);  способность 
-  восприимчивость  и  принятие  нового  со  стороны  заказчиков  и 
руководства  анализировать  причины  сопротивления  и применять  аде-
поставщиков  за  счет  исследования  их  ценностей,  проблем,  приорите-
кватные методы для его преодоления; организация обучения персона-
тов, потребностей; 
ла; регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения; на-
-  повышение  конкурентоспособности  продукции  за  счет  прове-
личие отлаженной системы коммуникаций. 
ренной и отлаженной системы качества; 
 
 

10 
 
 

- отладка  временных  рамок, отведённых  на  выполнение заказа  за 
но-методической 
конференции 
// 
под 
редакцией 
профессора 
счёт своевременного обновления материально-технической базы и по-
А.Н.Андреева  –  Пенза:  изд-во  Пензенского  филиала  РГУИТП,  Т.1  – 
вышения уровня инновационной компетентности персонала; 
Экономика, инновации и менеджмент, 2011 г., с.137-139 
-  рациональное  повышение  цен  на  продукцию  и  сокращение  из-
2. 
 Малышева Т.А. Инновационная восприимчивость как основа 
держек, за счёт использования передовых технологий на предприятии 
роста инновационной активности организации. Принята к публикации 
и т.д. 
в сборнике статей «Молодежь. Наука. Инновации. Труды  V междуна-
11.  Основные выводы и результаты, выносимые на защиту 
родной научно-практической конференции» , 2012 г. 
В  соответствии  с  целями  и  задачами  представляемой  магистер-
3. 
 Малышева Т.А.  Креативный класс как основа роста иннова-
ской диссертационной работы были получены следующие результаты. 
ционной восприимчивости страны.  Принята к публикации в сборнике 
1)  Теоретический  анализ  инновационной  восприимчивости  как 
статей «Экономика, инновации и менеджмент» , 2012 г. 
основы роста инновационной активности организации с помощью раз-
4. 
 Малышева  Т.А.  Модель  инновационной  активности  пред-
личных  источников  литературы  позволил выявить  особенности  функ-
приятия. Принята к публикации в сборнике статей «Молодежь. Наука. 
ционирования  и  развития  российских  предприятий,  оценить  уровень 
Инновации. Труды V международной научно-практической конферен-
инновационной  восприимчивости,  инновационной  активности  и  кон-
ции» , 2012 г. 
курентоспособности. 
 
2)  Используемая  методика  оценки  инновационной  активности  в 
 
сравнении российской экономики с экономикой зарубежных стран по-
 
зволила  сделать  вывод  об  уровне  инновационной  активности  органи-
 
заций  в  России,  для  повышения  которого  определены  основные  пре-
 
пятствия:  недостаточный  спрос  на  инновационную  продукцию;  не-
 
хватка  сотрудников,  способных  на  инновационную  деятельность;  из-
 
быточная  забюрократизированность  (сложность  сертификации  новой 
 
продукции);  недостаточная  защищенность  интеллектуальной  собст-
 
венности и т.д.;  
 
3) Предложены пути решения выявленных проблем с помощью  
 
использования подходов для оценки инновационной активности орга-
 
низации,  принципа  открытости  системы  управления  к  изменениям  в 
 
 
конкурентной среде и  методов оценки инновационной активности ор-
ганизации в зависимости от субъектов интересов и целей; 
 
 
4)  Проанализирована  инновационная  деятельность  ОАО  «НИИ-
ФИ» и разработан ряд мер по повышению инновационной активности 
 
 
данного предприятия. 
 
12.  Основные публикации по теме магистерской диссертации 
 
1. 
 Малышева Т.А. Инновационная активность и инновационная 
восприимчивость организации. Материалы IX Международной науч- 
 
 
 
11 
12 
 
 


Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница