Повышение конкурентоспособности предприятия как фактор экономического роста промышленности россии (на примере нефтяного комплекса)


Скачать 452,98 Kb.
НазваниеПовышение конкурентоспособности предприятия как фактор экономического роста промышленности россии (на примере нефтяного комплекса)
страница1/6
АНТИПОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА
Дата конвертации10.10.2012
Размер452,98 Kb.
ТипАвтореферат
Год2007
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3   4   5   6


Академия труда и социальных отношений




На правах рукописи


АНТИПОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА


ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

(на примере нефтяного комплекса)


Специальность 08.00.05 « Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность)»


АВТОРЕФЕРАТ


Диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


МОСКВА

2007

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента Академии труда и социальных отношений.


Научный руководитель:

Доктор экономических наук, профессор Надежда Юрьевна ПСАРЕВА


Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, профессор, Виктор Глебович Антонов

Государственный университет управления

Кандидат экономических наук, доцент Александр Александрович Конюховский, Российская академия предпринимательства


Ведущая организация:

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина


Защита состоится 26 сентября 2007 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.602.001.02 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул. Лобачевского д.90, аудитория 222.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.


Реферат разослан 23 августа 2007 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета

Д.602.001.02,

кандидат экономических наук, доцент Т.А. ТХОРЖЕВСКАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования заключается:

Во-первых, в необходимости теоретического осмысления роли и значения конкуренции в современных рыночных отношениях, способствующей усилению конкурентоспособности как фактора развития экономики России.

Во-вторых, важностью повышения конкурентоспособности предприятий нефтяного комплекса, создающих 20 % ВВП России, в связи с усилением конкуренции на внешних и внутренних рынках, глобализацией экономики и вхождением России во Всемирную торговую организацию.

В-третьих, недостаточной изученностью факторов повышения конкурентоспособности предприятий нефтяного комплекса и необходимостью теоретического обоснования конкурентных преимуществ этих предприятий, обеспечивающих им лидирующее положение на рынке.

В-четвертых, отсутствием научно-методических разработок, имеющих прикладной характер и позволяющих руководителям промышленных предприятий формировать стратегию усиления специфических для этих предприятий конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

Цель исследования - установление роли и места конкурентоспособности как фактора развития предприятий нефтяного комплекса, обеспечивающего экономический рост в этой сфере экономической деятельности, и разработка методических основ оценки и повышения уровня конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обосновать роль, значение и место конкуренции в современных рыночных отношениях, как движущие силы формирования конкурентоспособности предприятия, видов экономической деятельности, национальной экономики;

  2. подтвердить гипотезу о влиянии развития конкуренции и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рост экономики промышленности и ВВП России;

  3. определить понятие конкурентоспособности применительно к предприятию нефтяного комплекса и выявить факторы, способствующие ее повышению;

  4. создать многофакторную модель оценки конкурентоспособности, позволяющую оценить степень влияния отдельных конкурентных преимуществ (факторов роста конкурентоспособности) предприятия нефтяного комплекса на уровень его конкурентоспособности в целом;

  5. предложить и обосновать методику оценки компетенции персонала и управления этой компетенцией, как одним из существенных факторов повышения конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования являются предприятия нефтяного комплекса, конкурирующие на рынке.

Предметом исследования являются факторы и условия, определяющие конкурентоспособность предприятия, обеспечивающую его эффективное экономическое развитие.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды (монографии и научные статьи) отечественных и зарубежных ученых-экономистов1. Для практического обоснования ряда предложений исследуемой проблемы использованы законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан. Информационной базой исследования послужили материалы Российской академии наук и Академии наук Татарстана, а также материалы периодической печати. В работе использована методология исследования, базирующаяся на системном подходе к объекту и предмету изучения.

Научная новизна работы состоит в определении понятия конкурентоспособности промышленного предприятия как синергетической совокупности его отдельных конкурентных преимуществ, в разработке научно-методических основ ее количественной оценки и рекомендаций по повышению ее уровня, как фактора устойчивого развития предприятий нефтяного комплекса.

Научные результаты, характеризующие вклад соискателя в разработку поставленных проблем и выносимые на защиту, сводятся к следующим основным положениям:

  1. Определено понятие конкуренции как типа рыночных отношений, возникающих при определенных условиях, к которым относятся: наличие частной собственности на средства производства, появление фирм, обладающих различными конкурентными преимуществами, обеспечивающими им максимизацию прибыли и увеличение рыночной доли продаж.

Монополистическая конкуренция - тип рынка, возникающего как область пересечения монополистического рынка и рынка совершенной конкуренции. Появление, в результате приватизации, новых собственников на рынке производителей приводит к разрушению государственной монополии и образованию новых участников рынка, каждый из которых обладает различными конкурентными преимуществами. Формируется рынок монополистической конкуренции, имеющий существенные отличия по отношению к рынкам совершенной конкуренции и монополии. На рынке монополистической конкуренции пересекаются свойства рынков совершенной конкуренции и монополии, что приводит к появлению нового качества у субъектов рынка – конкурентоспособности. Приватизация предприятий нефтяной отрасли сформировала тип рынка монополистической конкуренции, в которой конкурентоспособность компании обуславливается использованием современных технических решений по добыче, транспортировке и переработке нефти, стратегией развития компании и вида экономической деятельности, условиями приватизации нефтяного комплекса, определившими основную форму собственности предприятий нефтяного комплекса, как акционерную. Показано, что институциональное развитие конкуренции в экономике России имеет отличительные особенности, связанные с формированием конкурентного рынка, возникшего на месте государственного монополизма в результате приватизации государственной собственности. В работе установлено, что одним из существенных недостатков действующего антимонопольного законодательства в настоящее время является отсутствие дифференцированного подхода к оценке уровня концентрации объемов производства у одного производителя для установления степени его доминирования в определенном секторе экономической деятельности, что препятствует развитию конкуренции в данном секторе.

2. Исследованы показатели, характеризующие уровень концентрации производства2 для различных видов экономической деятельности и обосновано использование, в качестве оценки этого уровня, индекса Герфиндаля, представляющего собой сумму квадратов процентных долей3 всех фирм, относящихся к данному виду экономической деятельности. Доказана обратная зависимость между уровнями концентрации и конкуренции для различных видов экономической деятельности, что позволило сделать вывод о том, что снижение уровня концентрации соответствует повышению уровня конкуренции для этих видов экономической деятельности, а его повышение, отражающееся в увеличении рыночной доли, принадлежащей ограниченному количеству игроков, соответствует монополизации рынка. Показано, что обратная величина индекса Герфиндаля может служить в качестве оценки уровня конкуренции в отрасли и в экономике, в целом. Определена взаимосвязь между изменением уровня конкуренции в экономике и показателем валового внутреннего продукта (ВВП) в форме графической зависимости, показывающей наличие прямой связи между исследуемыми показателями: при росте показателя, отражающего уровень конкуренции (обратная величина индекса Герфиндаля), наблюдается рост ВВП, подтверждая тем самым, что конкуренция способствует повышению экономического потенциала России.

3. Разработана и сформирована матрица конкурентной карты рынка (ККР) нефтяного комплекса, определяющая позиции нефтяных компаний на рынке с учетом темпов прироста объемов продаж и долей нефтяной компании в общем объеме продаж на рынке. Матрица состоит из 16 квадратов, каждый из которых соответствует определенной комбинации доли компании на нефтяном рынке и соответствующему темпу прироста рыночной доли. Выделено четыре диапазона, характеризующих долю нефтяной компании на рынке: свыше 40%; от 40% до 15 %; от 15% до 5%; менее 5 %, четыре возможных диапазона изменения темпов прироста рыночной доли: более 10%; от10% до 5%; от 5% до - 5%; менее – 5%. Проанализирована динамика изменений позиций девяти нефтяных компаний за период 2003 - 2005 г.г., которая показала, что на этом рынке все нефтяные компании имеют прирост рыночной доли в диапазоне от -5% до 5%, но различные доли рынка, что свидетельствует о стабильности данного рынка.

4. Показано, что конкурентоспособность компании формируется в результате сочетания ряда факторов, способствующих занятию компанией того или иного положения на рынке; факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий нефтяного комплекса определены и систематизированы:

  • рыночный фактор: наличие эффективных систем логистики и продвижения товаров на рынке; расположение и объем рынков сбыта; наличие или отсутствие на рынке товаров заменителей; возможность выхода на внешние рынки, обусловленная характером выпускаемой продукции и/или оказываемых услуг, сложившимся уровнем мировых цен на нефть;

  • управленческий фактор: уровень использования современных управленческих технологий, компьютеризация управленческих процессов; эффективная организационная структура, возможность осуществления организационных преобразований в соответствии со стадиями жизненного цикла предприятия; долговременные стратегии, позволяющие обеспечить высокое качество обслуживания клиентов, повысить репутацию компании; квалификация персонала; поддержка высоко уровня квалификации специалистов.

  • ресурсно-производственный фактор: условия доступа к ресурсам, высокое качество ресурсов; наличие современных технологий на актуальных для компании жизненных циклах продукции и адекватных им технологиям и техническим средствам; выдвижение и использование инновационных решений;

  • финансовый фактор: уровень финансовой устойчивости компании, объем оборотных средств; доступ к финансовым ресурсам;

Для каждого фактора предложены показатели, описывающие этот фактор.

4. На основе экспертных оценок разработана многофакторная модель оценки конкурентоспособности нефтяной компании, учитывающая действие различных факторов. На основе экспертных оценок для каждого показателя, формирующего фактор, устанавливается весовое значение, отражающее степень его влияния на уровень конкурентоспособности нефтяной компании. Интегральная оценка конкурентоспособности конкретной нефтяной компании зависит от фактического значения показателей, влияющих на кумулятивные оценки факторов, характеризующих уровень конкурентоспособности компании. В модели установлено пять возможных диапазонов изменения показателей, формирующих факторы. Каждый из пяти диапазонов корреспондирует соответствующему значению уровня конкурентоспособности предприятия, имеющего пять дискретных состояний: весьма благоприятное - высокая степень конкурентоспособности; благоприятное - достаточная конкурентоспособность; умеренное - средняя степень конкурентоспособности, неблагоприятное - низкий уровень конкурентоспособности; весьма неблагоприятное - неконкурентоспособное.

5. Показана высокая степень влияния компетенции персонала, являющейся одним из показателей, формирующих управленческий фактор, на показатели, определяющие значение других факторов конкурентных преимуществ, а, следовательно, и на уровень конкурентоспособности компании.

6. Разработан базовый профиль компетенции технических специалистов, обеспечивающий повышение конкурентных преимуществ нефтяной компании и уровня ее конкурентоспособности. Профиль компетенции представляет собой набор характеристик, которым должен отвечать специалист, включая умения, способности и личные качества специалиста (умение ориентировать свою деятельность и деятельность подчиненных на достижение поставленной цели («ориентация на конечный результат»), способность к концептуальному и аналитическому мышлению; набор личных качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с сотрудниками компании; обладание профессиональными знаниями и способностью к их совершенствованию). Каждой из характеристик, описывающих профиль специалиста, соответствует определенное количество баллов, установленное экспертным путем, принимаемое в качестве эталона при оценке специалиста. Степень соответствия оценок, полученных специалистом при аттестации, позволяет определить его соответствие эталонным требованиям и разработать личный план совершенствования. Типовой проект плана повышения уровня компетенции специалиста предложен в диссертационной работе.

Практическая значимость работы. Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы: в практической деятельности нефтяных компаний при выработке стратегий их развития на основании выявленного уровня конкурентоспособности; в преподавании курсов экономической теории, корпоративного менеджмента, экономики отраслевых рынков, основ предпринимательской деятельности, а также в научно-исследовательской работе соответствующих кафедр ВУЗов.

Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Результаты, полученные в процессе исследования, были апробированы:

  • в докладах на конференциях:

  • научно – методической конференции «Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики» (г. Казань, 2004г.);

  • международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы современного социально – экономического развития: образование, наука, производство» (г. Самара, 2004г.);

  • всероссийской научно – практической конференции «Большая нефть: реалии, проблемы, перспективы» (г. Альметьевск, 2006г.);

  • межвузовской научно-практической конференции «Экономика и менеджмент России: новые стратегические ориентиры» (г. Москва, 2007г.);

  • в ОАО « Татнефть» для оценки конкурентоспособности компании и ее дочерних обществ: определены сильные и слабые стороны конкурентных преимуществ компаний, разработаны мероприятия по повышению уровня их конкурентоспособности.

  • в Альметьевском государственном нефтяном институте при чтении курсов экономической теории, корпоративного менеджмента, экономики отраслевых рынков.

По теме диссертации опубликовано двенадцать работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии.


Оглавление работы выглядит следующим образом:

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования развития конкуренции.

1.1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию и монополизм.

1.2. Институциональное обеспечение развития конкуренции.

1.3. Характеристика состояние конкуренции на нефтяном рынке.

1.4. Оценка влияния конкуренции на эффективность развития экономики промышленности (на примере нефтяного комплекса).

ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности компании с учетом синергии ее конкурентных преимуществ.

2.1. Конкурентные преимущества компании и эффективность отраслевого комплекса. 2.2. Конкурентные преимущества нефтяной компании.

2.3. Многофакторная модель оценки конкурентоспособности компании.

ГЛАВА 3. Повышение конкурентоспособности нефтяной компании (на примере ОАО «Татнефть»).
  1   2   3   4   5   6

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница